Безбилетный проезд

Содержание

Штрафы для безбилетников: выгодно ли ездить зайцем

Безбилетный проезд

Несмотря на существенные штрафы за безбилетный проезд в общественном транспорте, некоторые люди постоянно ищут возможность «проскочить» зайцем. Какая ответственность грозит за это? Имеет ли право кондуктор высадить ребенка без билета из автобуса или электрички? Разобраться в этих и других вопросах корреспонденту «РИАМО в Балашихе» помогла юрист Мария Балагурова.

Что делать, если опоздал на работу из‑за проблем с транспортом>>

Почему заяц?

©  Natalia_Kollegova

Однозначного ответа на вопрос, почему безбилетников в России называют зайцами, а не барсуками, волками или хитрыми лисами, нет.

Согласно одной из версий, в XIX веке зайцами называли пассажиров, которые за билет в поезде платили не через кассу, а лично кондуктору, причем символическую цену.

Условие было одно – сидеть в поезде тихо, не привлекать внимание, как заяц, притаившийся под кустом. Со временем зайцем стали называть любого безбилетного пассажира.

Согласно другой версии, зайцами называли быстрых, стремительных людей, которые «проскальзывали» в театр незамеченными – без билетов. А потом слово закрепилось и за теми, кто так же незаметно оказывался в салоне автобуса.

Существует также мнение, что выражение произошло от французского  «voyager en lapin» («путешествовать, как кролик»). Как утверждают историки, так когда-то говорили о безбилетниках во Франции.

©  сайт Википедии

Житель Балашихи Иван уверен, что зайцы в любом общественном транспорте просто неизбежны. Он честно признается: в студенческие годы и сам никогда не покупал билет на электричку.

«Родители давали деньги на электричку, но тратить их не хотелось. Лучше уж какой-нибудь беляш купить на вокзале, газировку. Или денег накопить, чтоб девочке букетик цветов подарить. Так что бегал зайцем. Что уж говорить, ребята, с которыми я каждое утро уезжал в Москву на учебу, делали то же самое – а было нас человек 10–12.

Среди этой толпы был только один «порядочный», как он себя называл. А мы считали, что он мажор и трус. В вагоне всегда занимали места поближе к выходу. Сидишь, озираешься по сторонам. Сигнал к бегству всегда один – такие же безбилетники начинают массово переходить из одного вагона в другой. Значит, по пятам кондукторы идут!» – вспоминает Иван.

Он и сейчас каждый день ездит на электричке в Москву – на работу. Говорит, что зайцы сегодня есть, но не в таком масштабе, как было 15 лет назад. И это логично: наказание за безбилетный проезд в электричках ужесточили.

По словам юриста Марии Балагуровой, штрафы за безбилетный проезд в пригородных поездах регулируются Федеральным законом, а в «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» были внесены поправки, касающиеся зайцев.

«На безбилетное лицо возложена обязанность по приобретению билета с внесением платы за проезд, а также платы за оказание услуги по оформлению билета в порядке, установленном правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом. Также предусмотрены размеры штрафов за отказ от приобретения проездного документа и от внесения платы за его оформление в поездах пригородного сообщения и дальнего следования», – объясняет юрист.

И добавляет: размеры штрафов тоже изменились. Так, за безбилетный проезд в поезде пригородного сообщения придется заплатить штраф в размере 50-кратного тарифа на перевозку пассажира на расстояние 10 километров. Сумма будет зависеть и от класса, категории вагона, в котором был пойман заяц.

«Таким образом, пассажир, который не приобрел проездной документ на электричку, имеет два пути: первый – купить билет и оплатить 150 рублей за его оформление, второй – отказаться и оплатить штраф в 50-кратном размере тарифа за 10 километров. Так что выбор, по-моему, очевиден», –  высказывает мнение юрист.

Как не замерзнуть, когда ждешь на остановке автобус или маршрутку>>

Автобусы, трамваи, маршрутные такси

©  pixabay.com

Согласно закону Московской области, безбилетный проезд на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте (автобус, трамвай, троллейбус) влечет наложение административного штрафа на гражданина в размере одной тысячи рублей.

Впрочем, с тех пор как в общественном транспорте появились валидаторы, количество зайцев значительно сократилось. А с учетом того, что большинство автобусов оборудованы камерами видеонаблюдения, проскользнуть мимо водителя или кондуктора стало еще сложнее.

С коммерческими маршрутными такси, в которых плату за проезд принимают не кондукторы, а водители, ситуация складывается другая.

«Проработал водителем автобусов почти всю свою жизнь. По опыту могу сказать, что самый большой наплыв зайцев всегда был на коротких маршрутах. Например, возил я автобус от Старой Купавны до железнодорожной станции, к электричке. Народу набивалось так много, что дышать нечем! Где уж уследить за каждым? Вот и зайцев тогда было очень много», – вспоминает водитель Павел Валентинович.

Сейчас он работает в Балашихе на маршруте №9. По словам мужчины, редко кто едет зайцем.

«Теперь тот, кто раньше безбилетником ездил, пытается договориться с водителем: «Есть 10 рублей, подбросишь до фабрики?» А дальше идет обращение к водителю: брат, сват, друг, дед. Самое смешное, что таким «деловым тоном», чаще всего, просят подростки или молодые люди. Я не отказываю таким. Пусть уж лучше попросят, договорятся, чем будут закон нарушать», – рассказывает пожилой мужчина.

Как вернуть деньги за проезд, если автобус сломался в дороге>>

Несовершеннолетние пассажиры

© Фотобанк Московской области,  Александр Кожохин

Безбилетнику, которого поймали «на месте преступления», выписывается штраф. При этом перевозчик имеет право высадить пассажира из своего транспорта. По закону это правило распространяется на всех пассажиров, вне зависимости от социального статуса или возраста.

«Однако за последние годы произошло несколько вопиющих случаев, когда ребенка за безбилетный проезд выгоняли из транспорта – и в 30-градусный мороз, и в темное время суток, и в безлюдном месте.

Потому весной 2020 года Госдума приняла в первом чтении законопроект, который запрещает высаживать из общественного транспорта детей до 16 лет, едущих без сопровождения взрослых», – объясняет Мария Балагурова.

Если проезд не оплатил школьник старших классов, достигший 16 лет, контролер обязан выписать ему штраф. Но если погодные условия тяжелые, пассажир имеет право не покидать салон автобуса, а перевозчик обязан обеспечить возможность человеку выйти в населенном пункте, а не на дороге.

На работу на велосипеде: как балашихинцы отказываются от машин и автобусов>>

Льготный проезд

Некоторые люди, имеющие право на льготный проезд в общественном транспорте, отдают свой документ близким людям. Детям, внукам, друзьям. Казалось бы, что тут плохого, если бабушка, находясь дома, передает свое право льготного проезда, скажем, сыну, который каждый день ездит на общественном транспорте? Однако надо понимать, что законом это запрещено.

«Согласно статье 8.2 КоАП Московской области, неправомерное использование документа, дающего право на льготный проезд, влечет за собой наложение штрафа в размере 2 500 рублей.

То есть, если внучка воспользуется бабушкиным льготным проездным билетом и ее поймают, то выпишут штраф в 2 500 рублей. Согласитесь, что рациональнее платить полную стоимость билета, потому что даже один штраф «перекроет» всю вашу экономию.

А ведь штрафов может быть много», – поясняет Мария Балагурова.

Источник: https://riamobalashiha.ru/article/shtrafy-dlya-bezbiletnikov-vygodno-li-ezdit-zajtsem-497254

О штрафах за безбилетный проезд в электричках

Безбилетный проезд

Расскажем о том, что из себя представляют штрафы за безбилетный проезд в пригородных поездах, и насколько страшен этот чёрт, как его малюют в СМИ.

К слову говоря, в СМИ часто говорят о том, что в поездах “выписывают штрафы” контролёры. Это информация, не соответствующая действительности, так как контролёр – не госслужащий, а штраф присуждает уже непосредственно местный суд.

Мировые суды – место, где, как правило, вам и присудят штраф. И именно – судья в суде, а не контролёр в электричке.

История вопроса

В давние-давние времена, когда наступил только XXI век, вместо РЖД существовало Министерство путей и сообщения. Контролёры в пригородных поездах при нём были очень даже госслужащими и вправе были выписывать административные штрафы за проезд без билета.

Правда, тогда и размер штрафа был курам на смех – всего 10 рублей.

Это было сопоставимо с проездом трёх десятикилометровых зон в подмосковной электричке – проще было отделаться административкой, чем заплатить, условно, проезд от Орехово-Зуево до Москвы за 32 рубля.

В 2002 году всё же в правительстве оклемались, и в два приёма увеличили размер штрафа, сначала с 10 до 25 рублей, а затем – и до 100 рублей. Правда, и это мало кого остановило, так как тяга к халяве и сложившиеся традиции 90-х годов, когда приходилось чуть ли не выживать, в своё время сделали своё дело.

Перегон Монино – Фрязево, 2002 год. Автор – Violator.

В 2003 году перестало существовать и МПС, которое было преобразовано в РЖД, и, собственно, контролёры также перестали быть госслужащими.

Всё, что теперь они могли сделать – или вежливо попросить покинуть поезд, или привлечь милицию для оформления штрафа.

Ни дальнейшие преобразования РЖД, ни создание пригородных компаний погоды не сделали – полномочий у контролёров, как раньше, не было, так и нет и сейчас.

Лёд тронулся лишь в 2015 году, когда были вновь подняты штрафы за безбилетный проезд – теперь он составляет не железобетонные 100 рублей, а 50-кратный размер 10 километров проезда в пригородном поезде. Это позволит повышать размер таких “штрафов” одновременно с повышением стоимости проезда.

Как устроен процесс “штрафования” безбилетников

Кассиры-контролёры в пригородных поездах, в случае обнаружения безбилетного пассажира, отказывающегося поднять свою пятую точку, оплатить проезд или выйти из поезда, заполняют акт в двух экземплярах на предъявленный гражданином документ, удостоверяющий личность, что он едет без билета и отказывается оплачивать проезд.

И ему, вероятно, достанется.

В случае, если гражданин с врученным ему актом отказывается оплачивать выписанную стоимость т.н. “штрафа”, то перевозчик готовит документы (в т.ч.

и акт) для передачи их в суд (и скорее всего, по месту нахождения ответчика, т.е.

безбилетника), в целях принудительного взыскания задолженности безбилетника перед перевозчиком, только уже согласно Гражданскому кодексу РФ.

Что выходит по факту

Сколько бы в СМИ и в самих пригородных компаниях не трубили про неотвратимость оплаты штрафов за безбилетный проезд, некоторые пригородные компании особо не спешат подавать на безбилетников в суд, так как перевозчику потребуется держать юриста, составлять как-то документы, а если это всё есть – ещё и платить 400 рублей госпошлины за подачу иска плюс ещё сколько-нибудь там рублей за почтовую пересылку. Некоторые перевозчики также ограничиваются тем, что не подают в суд на безбилетников-“гастролёров”, которые, допустим, приехали в Петербург из Нижнего Новгорода.

Как правило, от выписки пассажиру акта безбилетного проезда до подачи искового заявления проходит от 3 до 6 месяцев, максимум – год. Дальше – истечёт срок исковой давности (и хотя, по умолчанию для гражданских дел срок исковой давности составляет 3 года, то, в соответствии со статьёй 126 Устава ЖД транспорта, его урезали до 1 года).

В суде, учитывая, что в 95% случаев не будет никого ни со стороны истца (перевозчика), ни со стороны ответчика (самого безбилетника, в крайних случаях – может и нанятого юриста), судья вынесет решение в пользу перевозчика, и тем самым, присудит тот самый штраф за безбилетный проезд.

Он будет состоять из непосредственно 50-кратной стоимости проезда 10 километров в пригородном поезде плюс 400 рублей – госпошлина, оплаченная истцом. Иными словами, для Московской области, присужденный штраф составит 1150 + 400 = 1550 рублей.

Юридические и почтовые расходы, понесённые перевозчиком, не присуждаются.

Можно ли как-то отбиться от перевозчика с его исками?

Можно. И нужно.

Первым делом – если всё же заполнили на вас акт безбилетного проезда, указывайте в нём, что вы с актом не согласны.

Вторым делом – если вам всё же “прилетел” иск от перевозчика, идите в суд и знакомьтесь с материалами дела.

Так как вам их никто не отдаст забрать домой, сфотографируйте материалы на месте, и дальше в материалах ищите проблемные места, за которые можно будет зацепиться в суде, с целью вынесения решения не в пользу перевозчика.

Юридически подкованным гражданам это сделать не составит особого труда. Подсмотреть, за что можно зацепиться и обратить это против перевозчика, можно на примере одного из судебных решений.

И помните: даже если вы выиграете дело против перевозчика, последнему даётся право на обжалование данного решения в вышестоящей инстанции, и если этим правом перевозчик воспользуется, то готовьтесь к новым перепалкам, включая отмену решения о невзыскании с вас денежных средств в пользу перевозчика.

Связанные статьи:

Сколько стоил проезд в подмосковных электричках по годам, начиная с 1998 годаДесять причин не оплачивать проезд в пригородном поезде

Источник: https://zen.yandex.ru/media/elektrichking2/o-shtrafah-za-bezbiletnyi-proezd-v-elektrichkah-5ca06e2cd92e0900b44786f9

Как оплатить штраф за безбилетный проезд в автобусе, что будет если не оплатить

Безбилетный проезд

Чтобы воспользоваться услугами муниципального автобуса и совершить поездку, потребуется приобрести проездной документ. Нарушение данного правила относится к категории административных правонарушений, и в таком случае пассажиру придется оплатить штраф за безбилетный проезд в городском автобусе.

Размеры штрафов за безбилетный проезд

Невозможно однозначно сказать, сколько штраф за безбилетный проезд в автобусе, поскольку единого размера санкции не существует, которую «безбилетник» обязан оплатить в случае совершения административного правонарушения.

В Москве вопрос ответственности за проезд без билета регламентируется ст. 10.1. Кодекса Москвы об АП.

Норма предусматривает 2 случая привлечения к ответственности:

  1. Отсутствие проездного билета – штраф 1 000 рублей.
  2. Незаконное использование проездной карты с правом на льготу – штраф 2 500 рублей.

В некоторых регионах страны местным законодательством вообще не предусматривается административная ответственность за отсутствие проездного билета на автобус. Как правило, контролеры просто высаживают «зайца» на ближайшей остановке по пути следования транспорта.

Если пассажир отказывается выполнить требование покинуть салон автобуса, то нередко практикуется вызов наряда полиции.

Такая практика имеет место в 22 субъектах РФ, в том числе и в следующих областях:

  • Пензенской;
  • Томской;
  • Липецкой;
  • Новгородской.

Важно! В 2016 году Министерством транспорта выдвигалось предложение унифицировать размеры ответственности для всех регионов, однако изменений в законодательство так и не было внесено.

Если говорить о других регионах, в которых местным законодательством предусматривается ответственность за безбилетный проезд, то в среднем сумма штрафа составляет от 20 до 1 000 рублей.

Способы оплатить штраф

Внести оплату по квитанции за безбилетный проезд можно через кассу любого банковского учреждения, однако такой способ не всегда удобен, поэтому предусматриваются и иные способы погашения административного наказания:

  • через единый портал государственных услуг;
  • держателям карты Сбербанка оплату можно сделать через личный кабинет в системе Сбербанка Онлайн или мобильное приложение;
  • используя электронные системы платежей;
  • через терминалы самообслуживания.

ЧИТАТЬ  Все нюансы использования карты «Тройка» в автобусах Москвы

Предлагается ознакомиться с некоторыми способами детальнее.

Сайт «Госуслуги»

Для оплаты через единый портал услуг потребуется:

  • найти раздел «Оплата штрафов ГКУ»;
  • внести номер вынесенного постановления о привлечении к административной ответственности, а также дату получения квитанции;
  • ввести уникальный идентификатор начисления;
  • провести оплату с помощью любой, имеющейся банковской карты.

Терминал самообслуживания

Чтобы заплатить через терминал или банкомат, потребуется:

  • вставить банковскую карту в считывающее устройство;
  • найти и выбрать раздел «Оплата услуг»;
  • выбрать «Штрафы, налоги»;
  • далее найти раздел «Организатор перевозок»;
  • указать данные квитанции;
  • ввести сумму оплаты и подтвердить транзакцию.

Нарушителю отводится 30 дней для самостоятельной оплаты, в противном случае сумма штрафа увеличится вдвое.

https://www.youtube.com/watch?v=g5GI0TA92Oo

Существует несколько способов посмотреть наличие непогашенных штрафов.

Ответственность за неуплату штрафа

Если не оплатить выписанный штраф в установленный законодательством срок, то нарушителя могут ожидать следующие последствия:

  • административный арест сроком до 15 суток;
  • наложение ареста на имеющиеся активы или имущество;
  • увеличение суммы штрафа в 2 раза.

Законодательство предусматривает возможность обжалования вынесенного административного постановления в течение 10 дней с момента привлечения к ответственности и вручения соответствующего документа.

Полезные советы

Не всегда лицо, привлеченное к административной ответственности, согласно с вменяемым правонарушением, и в этом случае целесообразно незамедлительно приступить к процедуре обжалования вынесенного документа.

Закон дает 10 дней на подготовку и подачу административной жалобы на незаконные действия уполномоченного лица, вынесшего постановление.

Документ составляется в произвольной форме, однако некоторые элементы в нем должны быть обязательно, а именно:

  • полное наименование суда, в который подается жалоба;
  • данные о заявителе;
  • информация о должностном лице, вынесшем постановление;
  • описательная часть, в которой заявитель излагает сложившуюся ситуацию, в результате которой он был привлечен к ответственности;
  • мотивировочная часть, в которой отображается правовое обоснование своей невиновности в административном правонарушении;
  • заключительная часть. Заявитель просит суд признать действия должностного лица незаконными, а также отменить вынесенное постановление;
  • перечень приложений.

Зачастую суд становится на сторону контролера, и чтобы доказать свою невиновность, потребуется собрать убедительную доказательную базу.

Заключение

Оплачивать услуги городского перевозчика – прямая обязанность пассажира, поскольку за эти средства производится ремонт транспорта, выплачиваются заработные платы персоналу и т.д. Стоимость проезда не настолько велика, чтобы рисковать получить административное взыскание.

Если же пассажир уверен, что действия контролера выходят за рамки закона, а привлечение к ответственности было неправомерным, то стоит пытаться защищать свои интересы, тем более, что закон дает на это право.

Источник: https://passazhiram.ru/avtobusy/oplatit-shtraf-za-bezbiletnyj-proezd.html

Штраф за безбилетный проезд в автобусе в 2021 году

Безбилетный проезд

Время чтения 5 минутСпросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ | A−

Штраф за безбилетный проезд в автобусе или другом наземном транспорте устанавливается региональным законодательством. Например, в Москве это Кодекс города Москвы об административных правонарушениях.

Исключения – железнодорожный транспорт, где действуют свои правила, и междугородние автобусные сообщения, где за безбилетный проезд предусмотрен единый штраф в размере 100 рублей (ч. 3 ст. 11.18 КоАП РФ).

В отношении определения безбилетного проезда у всех российских регионов единый подход. Но нужно учитывать специфику систем оплаты проезда, действующих в разных городах. Классический способ наличных расчетов постепенно исчезает. Ему на смену приходят электронные платежи с помощью банковских, социальных и проездных карт. А для приема оплаты используются валидатора или терминалы.  

Как бы то ни было, безбилетный проезд – это неоплаченный проезд. В свою очередь, под неоплатой проезда понимаются случаи, когда пассажир не оплачивал проезд или не может подтвердить факт оплаты проезда, в частности:

  1. Пассажир не купил билет и, проще говоря, решил прокатиться «зайцем».
  2. При входе (посадке) в транспортное средство пассажир не списал на валидаторе/турникете деньги или поездки с проездного билета.
  3. При входе (посадке) в транспортное средство пассажир, имеющий право на льготный/бесплатный проезд, не приложил соответствующую карту к валидатору/турникету.
  4. Пассажир незаконно воспользовался документом, дающим право на льготный или бесплатный проезд.
  5. Пассажир не может предъявить контролеру проездной документ, а пассажир, имеющий льготы, не может также предъявить документ или карту, подтверждающие наличие льготы.
  6. Истек срок действия документа, подтверждающего льготный или бесплатный проезд, или срок действия проездного.
  7. Представленные контролеру проездные документы имеют признаки поделки или повреждены.

Таким образом, мало заплатить за проезд. Обязательно нужно, если потребуется, подтвердить факт оплаты. Льготники должны также иметь при себе документы, подтверждающие право на льготный или бесплатный проезд. И нужно понимать: льготы на проезд не дают аналогичного права на провоз багажа.

Кто может предъявить претензии по поводу безбилетного проезда

Проверять билеты (проездные документы) и документы, подтверждающие льготы, имеют право специально уполномоченные контролеры. Это работники организатора перевозок или соответствующей транспортной компании.

Их функции и полномочия определяются должностными инструкциями. При себе контролеры должны иметь как минимум официальный документ (служебное удостоверение).

По требованию пассажира они обязаны представиться и предъявить такой документ. 

Контролеры вправе (если это предусмотрено правилами перевозки, указано в должностной инструкции и соответствует маршрутному заданию):

  • проверять проездные документы;
  • требовать оплатить проезд или покинуть транспортное средство на следующей остановке;
  • изымать (без принуждения и применения силы) поддельные документы для дальнейшей проверки;
  • штрафовать за безбилетный проезд – оформить протокол/постановление в административном порядке и выдать платежный документ для оплаты штрафа.

При наличии спора с контролером возможен вызов сотрудников полиции. Это может сделать как контролер, так и пассажир. Если возможно составление протокола/постановления на месте – документы оформляются контролером.

Свои возражение пассажир вправе изложить в самом протоколе, а затем использовать его для оспаривания решения в транспортной организации или в судебном порядке.

Если разногласия переросли в конфликт, то разрешать ситуацию должна полиция.

В ситуациях, когда нарушители – несовершеннолетние лица, к разбирательству должны привлекаться родители. Высаживать ребенка, требовать с него штраф чревато нарушением уже со стороны кондуктора или контролера. Аналогичное можно сказать и о ситуациях с недееспособными гражданами, а также инвалидами 1 и 2 групп.

Вышеперечисленные правила применяются в Москве. В регионах они могут быть другими.

Так, например, в некоторых регионах контролеры не могут выносить постановления о наложении штрафа – такое решение вправе принимать только суд.

В других субъектах РФ контролеры не могут составлять и протоколы – должны для этого привлекать полицию или вызывать сотрудника из уполномоченного органа исполнительной власти.

Ответственность за безбилетный проезд 

Как уже говорилось, размер штрафов в разных регионах отличается. Наказание зависит и от вида транспорта.

Штраф за безбилетный проезд в Москве в 2020 году составляет 1000 рублей (статья 10.1 КоАП Москвы). Это касается проезда в трамваях, троллейбусах и автобусах. Незаконное использование льготной персонифицированной карты (электронной карты) влечет штраф в размере 2500 рублей. В регионах штрафные санкции, как правило, меньше.

Размер штрафа за безбилетный проезд в электричках и других видах железнодорожного транспорта определяется согласно ст. 82 и ст. 110.1 Устава железнодорожного транспорта. В случае выявления нарушения безбилетники обязаны:

  1. Приобрести билет – заплатить за проезд и услуги по оформлению билета согласно установленным тарифам для поезда, типа/класса вагона и места, где обнаружен безбилетник. При этом учитывается, откуда и куда следует пассажир, либо берется в расчет последняя остановка поезда до обнаружения безбилетного пассажира.
  2. Заплатить штраф за безбилетный проезд, но только при отказе оплатить билет и услуги по его оформлению согласно тарифу. Для пригородных поездов штраф – 50-кратный размер тарифа за перевозку пассажира на 10-километровое расстояние. Для поездов дальнего следования штраф – 5-кратный размер тарифа за перевозку пассажира на 100-километровое расстояние.

Оплата штрафа осуществляется согласно квитанции. Сделать это можно позже дня вынесения административного постановления. Сроки в регионах отличаются – они должны быть указаны в решении.

Зависит от региона и обжалование штрафа. Порядок может предусматривать только один вариант – судебный. А может присутствовать еще один этап – обжалование в вышестоящей инстанции по отношению к сотруднику, который составил протокол и вынес постановление. Но в любой ситуации всегда сохраняется возможность обратиться в суд.

Источник: https://law03.ru/society/article/shtraf-za-bezbiletnyj-proezd-v-avtobuse-i-elektrichkax

Как оплатить штраф за безбилетный проезд

Безбилетный проезд

Оплата проезда при использовании лицом общественного транспорта, является его обязанностью. Проезд в общественном транспорте — это устная сделка, заключаемая между перевозчиком и пассажиром. Как только автобус подъехал к остановке и открыл двери, можно считать состоявшейся публичную оферту.

Как только человек вошел в салон, он акцептовал оферту и соглашение заключено. У перевозчика возникает обязанность перевезти пассажира, а у пассажира оплатить проезд. Отказ от уплаты является неисполнением обязанности пассажира и влечет штраф за безбилетный проезд.

Как оформляется и как оплатить штраф за безбилетный проезд?

Порядок назначения штрафа, выписанного за безбилетный проезд

Штрафы за безбилетный проезд различаются по уровню регулирования:

  1. На федеральном уровне. В Кодексе об Административных Правонарушениях Российской Федерации установлены штрафы за безбилетный проезд на междугородных видах транспорта, в числе которых, междугородние автобусы, авиа и водный транспорт;
  2. Штрафы за безбилетный проезд на внутригородском общественном транспорте: автобусы, трамваи, троллейбусы, метро, электрички — устанавливают региональные законодатели. Размер таких штрафов сильно разнится от региона к региону, наиболее высок он в Москве. Там же фиксируется наибольшее количество нарушений. Ряд субъектов РФ вообще отказался от установления штрафов за проезд без оплаты билета на внутреннем транспорте. Такой отказ объясняется тем, что КоАП РФ после ряда изменений перестал регулировать порядок взыскания таких штрафов. Белое пятно, образовавшееся в законодательстве, региональные власти устраняют по своему усмотрению, и некоторые отказались от практики назначения штрафов, как несоответствующей федеральному законодательству.

Назначение штрафов за безбилетный проезд, особенно на внутригородских маршрутах не однозначно. Лицами, проверяющими оплату, выступают сотрудники организации-перевозчика. Такие организации, частные и государственные, являются коммерческими, их сотрудники не являются госслужащими, полномочными налагать административное взыскание.

На практике, гражданин, пойманный на безбилетном проезде, выводится сотрудником перевозчика на улицу из салона для составления акта. Пассажир вправе возражать против составления, или предъявления своих документов, необходимых для составления, но делать этого не стоит, так как контролер может пригласить сотрудника полиции, и акт все равно будет составлен, но процедура существенно затянется.

На месте событий нарушившему гражданину выдается квитанция на уплату штрафа, который ему надлежит оплатить.

В какой срок необходимо оплатить штраф за безбилетный проезд?

Кодексом об административных правонарушениях РФ установлен единый срок, в который необходимо оплатить выписанный штраф — шестьдесят дней.

Если в этот период лицо не оплатило штраф, его бездействие может быть квалифицированно как уклонения от исполнения административного наказания. Это уже отдельное административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

Уклонение от уплаты штрафа карается одним из альтернативных наказаний:

  • тем же штрафом, но в двойном размере, при этом сумма двойного штрафа не может быть менее 1000 рублей;
  • арестом до 15 суток;
  • обязательными работами до 50 часов.

Где оплачивать штраф за безбилетный проезд?

Оплатить штраф за безбилетный проезд можно множеством способов, особенно, если дело происходит в крупном городе:

  1. В терминале электронной оплаты;
  2. В отделении банка по реквизитам, указанным в квитанции. Выбирая банк, следует помнить, что некоторые из них взимают комиссии за те или иные операции. Нужно уточнить сумму комиссии заблаговременно;
  3. С помощью банковских онлайн сервисов. Удобные приложения, позволяющие не только управлять своими счетами, но и оплачивать штрафы, созданы Тинькофф банком и Сбербанком;
  4. Через онлайн сервисы государственных услуг. Можно использовать федеральный ресурс ГосУслуги, а также в некоторых регионах созданы собственные ресурсы.

Оплата штрафа через Сбербанк Онлайн

Сбербанк Онлайн — очень удобный интернет-сервис. Это мобильное приложение, созданное для работы в сфере банковских услуг. Сбербанк Онлайн позволяет оплачивать любые счета: коммунальные услуги, налоги, квитанции коммерческих организаций, а также штрафы.

Пользоваться Сбербанком Онлайн могут все клиенты банка, авторизованные в системе.

Для оплаты штрафа за безбилетный проезд на главной странице Сбербанка Онлайн выберите вкладку «Платежи и переводы». Затем раздел «Налоги, штрафы, пошлины, бюджетные платежи». В открывшемся перечне, необходимо выбрать: «Транспорт, вождение, парковки». Далее нажать на пункт «Штрафы (ГИБДД, МВД, МАДИ, АМПП, Организатор перевозок)».

В форме ниже выберите «Оплата по квитанции». Система предложит указать счет, с которого необходимо списать средства и номер платежного документа. Ввести соответствующие данные, указанные на квитанции. Выполнение процедуры занимает несколько минут.

Оплата штрафа через Госуслуги

Сайт Госуслуг является общефедеральной системой, позволяющей в режиме онлайн заказать или получить практически любую государственную услугу и сократить время, затрачиваемое на живые очереди в государственных органах.

Через данную систему можно оплатить большое количество квитанций: от коммунальных услуг, до налогов. Если оплачивать через ГосУслуги пошлины, будет предоставлена скидка.

На сайте присутствует функция оплаты штрафов . Чтобы оплатить штраф за безбилетный проезд на главной странице сайта следует выбрать вкладку «Оплата». Затем кликнуть на «Оплата по квитанции». Система предложит ввести номер квитанции, после чего можно производить оплату.

После оплаты будет предоставлено подтверждение платежа. Например, Сбербанк Онлайн выдает электронный чек, который можно сохранить на устройстве. Такой документ лучше случай сохранить.

Что делать, если потерял квитанцию на оплату?

Если квитанция на оплату штрафа утеряна, можно поступить несколькими способами:

  1. Воспользоваться электронными ресурсами, например тем же Сбербанк Онлайн или ГосУслуги, по запросу они выдадут имеющиеся данные указанному штрафу и сразу же предложат их оплатить;
  2. На сайте службы судебных приставов. Если по поводу штрафа все же состоялось судебное рассмотрение. Сайт приставов позволяет оплатить имеющуюся задолженность;
  3. Обратиться в организацию-перевозчик. В крупных городах, таких как Москва, на сайте перевозчика можно скачать бланк квитанции. В нее нужно вписать номер постановления об административном правонарушении. Уточнить номер постановления можно позвонив в компанию-перевозчик. Как правило, у таких организаций есть специальные отделы, занимающиеся взиманием штрафов с безбилетников.

Источник: https://juristconsul.ru/articles/kak-oplatit-shtraf-za-bezbiletnyj-proezd/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.