Без билета в электричке

О штрафах за безбилетный проезд в электричках

Без билета в электричке

Расскажем о том, что из себя представляют штрафы за безбилетный проезд в пригородных поездах, и насколько страшен этот чёрт, как его малюют в СМИ.

К слову говоря, в СМИ часто говорят о том, что в поездах “выписывают штрафы” контролёры. Это информация, не соответствующая действительности, так как контролёр – не госслужащий, а штраф присуждает уже непосредственно местный суд.

Мировые суды – место, где, как правило, вам и присудят штраф. И именно – судья в суде, а не контролёр в электричке.

История вопроса

В давние-давние времена, когда наступил только XXI век, вместо РЖД существовало Министерство путей и сообщения. Контролёры в пригородных поездах при нём были очень даже госслужащими и вправе были выписывать административные штрафы за проезд без билета.

Правда, тогда и размер штрафа был курам на смех – всего 10 рублей.

Это было сопоставимо с проездом трёх десятикилометровых зон в подмосковной электричке – проще было отделаться административкой, чем заплатить, условно, проезд от Орехово-Зуево до Москвы за 32 рубля.

В 2002 году всё же в правительстве оклемались, и в два приёма увеличили размер штрафа, сначала с 10 до 25 рублей, а затем – и до 100 рублей. Правда, и это мало кого остановило, так как тяга к халяве и сложившиеся традиции 90-х годов, когда приходилось чуть ли не выживать, в своё время сделали своё дело.

Перегон Монино – Фрязево, 2002 год. Автор – Violator.

В 2003 году перестало существовать и МПС, которое было преобразовано в РЖД, и, собственно, контролёры также перестали быть госслужащими.

Всё, что теперь они могли сделать – или вежливо попросить покинуть поезд, или привлечь милицию для оформления штрафа.

Ни дальнейшие преобразования РЖД, ни создание пригородных компаний погоды не сделали – полномочий у контролёров, как раньше, не было, так и нет и сейчас.

Лёд тронулся лишь в 2015 году, когда были вновь подняты штрафы за безбилетный проезд – теперь он составляет не железобетонные 100 рублей, а 50-кратный размер 10 километров проезда в пригородном поезде. Это позволит повышать размер таких “штрафов” одновременно с повышением стоимости проезда.

Как устроен процесс “штрафования” безбилетников

Кассиры-контролёры в пригородных поездах, в случае обнаружения безбилетного пассажира, отказывающегося поднять свою пятую точку, оплатить проезд или выйти из поезда, заполняют акт в двух экземплярах на предъявленный гражданином документ, удостоверяющий личность, что он едет без билета и отказывается оплачивать проезд.

И ему, вероятно, достанется.

В случае, если гражданин с врученным ему актом отказывается оплачивать выписанную стоимость т.н. “штрафа”, то перевозчик готовит документы (в т.ч.

и акт) для передачи их в суд (и скорее всего, по месту нахождения ответчика, т.е.

безбилетника), в целях принудительного взыскания задолженности безбилетника перед перевозчиком, только уже согласно Гражданскому кодексу РФ.

Что выходит по факту

Сколько бы в СМИ и в самих пригородных компаниях не трубили про неотвратимость оплаты штрафов за безбилетный проезд, некоторые пригородные компании особо не спешат подавать на безбилетников в суд, так как перевозчику потребуется держать юриста, составлять как-то документы, а если это всё есть – ещё и платить 400 рублей госпошлины за подачу иска плюс ещё сколько-нибудь там рублей за почтовую пересылку. Некоторые перевозчики также ограничиваются тем, что не подают в суд на безбилетников-“гастролёров”, которые, допустим, приехали в Петербург из Нижнего Новгорода.

Как правило, от выписки пассажиру акта безбилетного проезда до подачи искового заявления проходит от 3 до 6 месяцев, максимум – год. Дальше – истечёт срок исковой давности (и хотя, по умолчанию для гражданских дел срок исковой давности составляет 3 года, то, в соответствии со статьёй 126 Устава ЖД транспорта, его урезали до 1 года).

В суде, учитывая, что в 95% случаев не будет никого ни со стороны истца (перевозчика), ни со стороны ответчика (самого безбилетника, в крайних случаях – может и нанятого юриста), судья вынесет решение в пользу перевозчика, и тем самым, присудит тот самый штраф за безбилетный проезд.

Он будет состоять из непосредственно 50-кратной стоимости проезда 10 километров в пригородном поезде плюс 400 рублей – госпошлина, оплаченная истцом. Иными словами, для Московской области, присужденный штраф составит 1150 + 400 = 1550 рублей.

Юридические и почтовые расходы, понесённые перевозчиком, не присуждаются.

Можно ли как-то отбиться от перевозчика с его исками?

Можно. И нужно.

Первым делом – если всё же заполнили на вас акт безбилетного проезда, указывайте в нём, что вы с актом не согласны.

Вторым делом – если вам всё же “прилетел” иск от перевозчика, идите в суд и знакомьтесь с материалами дела.

Так как вам их никто не отдаст забрать домой, сфотографируйте материалы на месте, и дальше в материалах ищите проблемные места, за которые можно будет зацепиться в суде, с целью вынесения решения не в пользу перевозчика.

Юридически подкованным гражданам это сделать не составит особого труда. Подсмотреть, за что можно зацепиться и обратить это против перевозчика, можно на примере одного из судебных решений.

И помните: даже если вы выиграете дело против перевозчика, последнему даётся право на обжалование данного решения в вышестоящей инстанции, и если этим правом перевозчик воспользуется, то готовьтесь к новым перепалкам, включая отмену решения о невзыскании с вас денежных средств в пользу перевозчика.

Связанные статьи:

Сколько стоил проезд в подмосковных электричках по годам, начиная с 1998 годаДесять причин не оплачивать проезд в пригородном поезде

Источник: https://zen.yandex.ru/media/elektrichking2/o-shtrafah-za-bezbiletnyi-proezd-v-elektrichkah-5ca06e2cd92e0900b44786f9

Кто и в каком случае может оштрафовать безбилетника в автобусе и электричке

Без билета в электричке

Не все контролёры в общественном транспорте имеют право оштрафовать пассажира без билета.

Контролёры «Мосгортранса» в Москве и кондукторы «Мострансавто» в Подмосковье не полномочны выписывать штраф. В их компетенции – только предложить безбилетнику оплатить проезд согласно тарифу или покинуть транспортное средство на ближайшей остановке.

Требовать немедленной оплаты штрафа контролёры не могут: ни наличными, ни картой. Будет составлен акт об административном правонарушении, а затем пассажира отпустят. После этого безбилетнику придёт уведомление о штрафе, оплатить которое можно в течение 60 дней. 

Что касается электричек, то, согласно Правилам проезда в электропоезде, безбилетник обязан на месте оплатить проезд кассиру-контролёру либо выйти на ближайшей остановке. При этом, помимо стоимости проезда, с него также взимается сбор за оформление билета в поезде согласно действующим тарифам.

«Если безбилетный гражданин заявляет о желании покинуть поезд, он оплачивает стоимость проезда до станции, на которой покинет поезд, и сбор за оформление проездного документа (билета) в поезде», – уточняется в правилах.

За отказ оплатить проезд и сбор безбилетному пассажиру электропоезда составят акт и выпишут штраф в 50-кратном размере тарифа на перевозку на расстояние 10 км в данном классе вагонов. Также штраф могут взыскать через суд.

Если безбилетник уже вышел из поезда и был обнаружен при похождении турникетов на станции назначения, ему придётся оплатить проезд и сбор за оформление проездного документа в перронной кассе.  

Когда могут высадить

Если пассажир в электричке – без билета или едет по недействительному проездному документу, то за отказ оплатить проезд и покинуть поезд сотрудники перевозчика вправе высадить его вместе с багажом на ближайшей станции или остановочном пункте.

В случае грубого нарушения общественного порядка пассажиром контролёр может сообщить о случившемся в правоохранительные органы или вызвать полицию. Соответственно, сотрудник полиции имеет право высадить нарушителя из транспортного средства.

Высадка несовершеннолетних безбилетников

Обнаружив в электричке несовершеннолетнего ребёнка без сопровождения взрослого, контролёр должен в первую очередь уточнить у него возраст и маршрут.

Если выяснится, что ребёнок младше 7 лет, его передадут сотрудникам полиции, поскольку такой ребёнок не может ехать без сопровождения взрослого.

Контролёр не имеет права высадить из электропоезда безбилетного ребёнка младше 7 лет.

Если ребёнку исполнилось 7 лет и у него есть действительный билет, он может ехать в электропоезде самостоятельно. Если билета нет, кассир предложит его оформить.

Такого ребёнка могут высадить из электропоезда в двух случаях: если у него нет билета или он нарушает общественный порядок. При этом сделать это можно только на станции, где есть здание вокзала или павильон с зоной ожидания, билетная касса и возможность совершить пересадку в другой поезд с интервалом не более 1 часа.

С ноября по март высаживать детей из поезда нельзя.

Если ребёнок сбился с маршрута, потерялся или сообщил о преследовании, ему необходимо оказать помощь.

Что касается автобусов и маршруток, то высаживать несовершеннолетних пассажиров из них нельзя.

Так, с ноября 2017 года водителям и контролёрам «Мострансавто» официально запрещено высаживать детей из общественного транспорта, а оплату за их проезд предписано взыскивать с родителей, не обеспечивших ребёнка деньгами или не пополнившим карту «Стрелка». При этом водитель должен отвезти ребёнка до конечной остановки и там дождаться приезда его родственников.

О нарушениях можно сообщать в компанию или написать жалобу на портал «Добродел».

В отношении частных перевозчиков, работающих на территории Подмосковья, каждый случай может рассматриваться индивидуально, при этом обращаться стоит напрямую к компании-перевозчику.

В начале 2019 года Минтранс РФ предложил внести в Правила проезда поправки о том, чтобы всех пассажиров любого возраста (не только детей) запретить высаживать из транспорта, если это представляет угрозу для их жизни и здоровья.

Например, высаживать «зайцев» в мороз или на безлюдной станции, в лесу, в тёмное время суток и пр. Также прорабатывается вопрос о наказании контролёров за нарушение соответствующих предписаний.

Пока новые правила находятся на рассмотрении федерального Правительства.

Изъятие документов

Поддельные или чужие проездные и социальные карты у пассажира, не предъявившего документы, подтверждающие его личность и право на льготу, контролёры могут изъять. Взамен они обязаны выдать первый экземпляр акта изъятия.

То же самое касается студенческих проездных, если нет студенческого билета, или он просрочен.

При этом камеры GoPro у контролёров служат средством фиксации действий кондуктора и пассажира с целью использования в качестве доказательной базы при превышении должностных полномочий самим контролёром или пассажиром. На данный момент законом это не регулируется, нет и запрета на использование таких камер, и в случае конфликтной ситуации данная запись может использоваться в качестве доказательства.

Полномочия охраны в общественном транспорте

Охранники в общественном транспорте, прежде всего, следят за безопасностью самого контролёра.

При этом охрана не имеет права применять физическую силу и как-либо ограничивать свободу пассажира. Также охранники не могут проводить личный досмотр – только поверхностно осмотреть нарушителя или попросить открыть сумку, без контакта с его вещами.

Вообще наличие охранника не предписано законом, поэтому они есть только там, где перевозчик по своей инициативе заключил контракт.

Источник: РИАМО

Источник: http://inpavposad.ru/novosti/eto-interesno/kto-i-v-kakom-sluchae-mozhet-oshtrafovat-bezbiletnika-v-avtobuse-i-elektrichke

Источник: http://inpavposad.ru/novosti/eto-interesno/kto-i-v-kakom-sluchae-mozhet-oshtrafovat-bezbiletnika-v-avtobuse-i-elektrichke

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.