Бесплатный и льготный отпуск лекарственных средств

Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 206-ФЗ

Бесплатный и льготный отпуск лекарственных средств

Принят Государственной Думой 7 июля 2020 года

Одобрен Советом Федерации 8 июля 2020 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ “О государственной социальной помощи” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3699; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 48, ст. 4945; 2007, N 43, ст. 5084; 2009, N 30, ст. 3739; 2010, N 50, ст. 6603; 2013, N 19, ст. 2326; N 48, ст. 6165; 2016, N 1, ст. 8) следующие изменения:

1) в статье 62:

а) пункт 1 части 1 после слов “для медицинского применения” дополнить словами “в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ “Об обращении лекарственных средств”,”;

б) в части 2 слова “перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций,” исключить;

2) статью 64 дополнить частью 31 следующего содержания:

“31.

Орган, осуществляющий ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, обеспечивает предоставление сведений из указанного Федерального регистра в предусмотренный частью 1 статьи 441 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” Федеральный регистр граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.”;

3) часть 2 статьи 610 дополнить пунктом 6 следующего содержания:

“6) обеспечивает предоставление сведений в предусмотренный частью 1 статьи 441 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” Федеральный регистр граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.”.

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ “Об обращении лекарственных средств” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 16, ст. 1815; N 42, ст. 5293; 2011, N 50, ст. 7351; 2012, N 26, ст.

3446; 2013, N 48, ст. 6165; 2014, N 52, ст. 7540; 2015, N 29, ст. 4367; 2017, N 31, ст. 4791; 2018, N 1, ст. 9; N 49, ст. 7521; 2019, N 23, ст. 2917; N 31, ст. 4456; N 52, ст. 7780, 7793; 2020, N 13, ст. 1856; N 14, ст.

2035) следующие изменения:

1) в пункте 6 статьи 4 слово “ежегодно” исключить;

2) в пункте 1 части 1 статьи 60 слово “сформирован” заменить словами “формируется и не реже одного раза в год пересматривается”;

3) часть 71 статьи 67 дополнить предложениями следующего содержания: “Правительство Российской Федерации вправе установить особенности ввода в гражданский оборот лекарственных препаратов для медицинского применения, произведенных в период с 1 июля 2020 года по 1 октября 2020 года.

В целях ввода в гражданский оборот лекарственные препараты для медицинского применения, за исключением лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей, произведенные за пределами территории Российской Федерации до 1 октября 2020 года, могут быть ввезены в Российскую Федерацию до 1 января 2021 года в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, без нанесения средств идентификации.”.

Статья 3

Внести в Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-Ф3 “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 39, ст. 4883; N 48, ст. 6165; 2014, N 43, ст. 5798; N 49, ст. 6927; 2015, N 1, ст. 85; N 10, ст. 1425; N 27, ст.

3951; N 29, ст. 4397; 2016, N 18, ст. 2488; N 27, ст. 4219; 2017, N 31, ст. 4765,4791; N 50, ст. 7544; 2018, N 1, ст. 49; N 32, ст. 5092, 5116; N 53, ст. 8415; 2019, N 10, ст. 888; N 49, ст. 6958; N 52, ст. 7770, 7799, 7836; 2020, N 13, ст. 1856; N 14, ст.

2028; Российская газета, 2020, 11 июня) следующие изменения:

1) в статье 38:

а) часть 4 дополнить словами “, и медицинских изделий, зарегистрированных в Российской Федерации в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза”;

б) в части 5 первое предложение изложить в следующей редакции: “На территории Российской Федерации государственной регистрации не подлежат медицинские изделия, перечисленные в пункте 11 статьи 4 Соглашения о единых принципах и правилах обращения медицинских изделий (изделий медицинского назначения и медицинской техники) в рамках Евразийского экономического союза от 23 декабря 2014 года, в том числе медицинские изделия, которые изготовлены по индивидуальным заказам пациентов, к которым предъявляются специальные требования по назначению медицинских работников и которые предназначены исключительно для личного использования конкретным пациентом, а также медицинские изделия, которые предназначены для использования на территории международного медицинского кластера или на территориях инновационных научно технологических центров.”;

2) дополнить статьей 441 следующего содержания:

“Статья 441. Федеральный регистр граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации

1.

В целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, медицинских организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в части обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществляется ведение Федерального регистра граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации (далее в настоящей статье – Федеральный регистр граждан), содержащего следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования (при наличии);

2) фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, а также фамилия, которая была у него при рождении;

3) дата рождения;

4) пол;

5) адрес места жительства, места пребывания или места фактического проживания;

6) серия и номер паспорта (свидетельства о рождении) или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов;

7) номер полиса обязательного медицинского страхования застрахованного лица;

8) сведения о гражданстве;

9) сведения об основаниях пребывания или проживания в Российской Федерации (для иностранного гражданина, лица без гражданства, в том числе беженца);

10) дата включения в Федеральный регистр граждан;

11) диагноз заболевания (состояние), включая его код по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем;

12) категория граждан (группа населения), имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания, категория заболевания, которая является основанием для обеспечения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания, в том числе с учетом Перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, и Перечня групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой;

13) сведения о назначении и отпуске лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, указанных в пункте 12 настоящей части;

14) иные сведения, которые вправе определить Правительство Российской Федерации.

2. Порядок ведения Федерального регистра граждан, в том числе порядок доступа к сведениям, содержащимся в нем, порядок и сроки представления сведений в указанный регистр устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Сведения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи и включаемые в Федеральный регистр граждан, представляются из:

1) федеральных регистров, предусмотренных частью 21 статьи 43, частями 4 и 8 статьи 44 настоящего Федерального закона, частью 2 статьи 64 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ “О государственной социальной помощи”;

2) единой государственной информационной системы социального обеспечения.

4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют ведение региональных сегментов Федерального регистра граждан и своевременное представление сведений, содержащихся в них, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.”;

3) пункт 5 части 2 статьи 81 дополнить словами “, сформированный в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ “Об обращении лекарственных средств”;

4) в части 4 статьи 911 слова “частями 4, 8 статьи 44” заменить словами “частями 4 и 8 статьи 44, частью 1 статьи 441”.

Статья 4

1.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2021 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

2. Статья 2 настоящего Федерального закона вступает в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

3. Статья 3 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 сентября 2020 года.

4. Действие положений части 71 статьи 67 Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ “Об обращении лекарственных средств” (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2020 года.

Президент Российской Федерации В. Путин

Источник: https://rg.ru/2020/07/16/fz-lekarstva-dok.html

Бесплатный и льготный отпуск лекарств : группы населения и категории заболеваний , дающих право на получение лекарств бесплатно или со скидкой

Бесплатный и льготный отпуск лекарственных средств

Декретированный группы населения – категории граждан , пользующиеся льготами в области обеспечения ЛС и ИМН , предусмотренными законодательством РФ и субъектов РФ.

Группы населения :

1) Инвалиды войны .

2) Участники ВОВ.

3) Ветераны боевых действий ( ФЗ № 40 « О ветеранах »).

4) Военнослужащие проходившие службу в воинских частях не входивших в состав действующей армии в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее 6 месяцев награжденные медалями СССР за службу в указанный период.

5) Лица награжденные знаком « Жителю Блокадного Ленинграда ».

6) Лица работавшие в ВОВ на объектах противовоздушной обороны и других военных объектах .

7) Члены семей погибших ( умерших ) инвалидов войны , участников ВОВ, ветеранов боевых действий .

8) Инвалиды ( 1 , 2 , 3 группы )

9) Дети – инвалиды до 18 лет , дети до 3 лет , дети из многодетных семей до 6 лет .

10) Граждане , подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС .

11) Граждане имеющие заболевания (31):

– ДЦП , СПИД , ВИЧ , онкологические заболевания , гематологичекие заболевания , лучевая болезнь , туберкулез , бронхиальная астма , ревматизм и ревматоидный артрит , инфаркт миокарда первые 6 месяцев , сахарный диабет , сифилис , глаукома , катаракта , шизофрения , эпилепсия .

Указанные группы населения и категории больных получают бесплатно все ЛС и ИМН , включенные а Перечень лекарственных средств и ИМН , отпускаемых на льготных условиях . Такие перечни утверждаются ежегодно органами власти субъектов РФ .

Некоторым группам населения установлены льготы при получении лекарств , т.е.

ЛС отпускаются с 50%-й скидкой от стоимости : пенсионерам , получающим минимальную пенсию ; работающим инвалидам 2-й группы и безработным инвалидам 3-й группы ;лицам принимавшим участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в пределах зоны отчуждения ; гражданам , награжденным медалями за самоотверженный труд в тылу в годы ВОВ ; почетные доноры России .

26 ) Бесплатный и льготный отпуск лекарств : оформление рецептурного бланка для бесплатного и льготного отпуска , срок его действия .

Рецепты на ЛС для получения в аптечных организациях бесплатно или с 50% скидкой выписываются только при амбулаторном лечении граждан лечащим врачом государственного или муниципального ЛПУ . Право самостоятельно выписывать рецепты для получения ЛС не льготных условиях имеют также : врачи работающие в поликлинике по совместительству ;

Врачи ведомственных поликлиник федерального подчинения ;

Частнопрактикующие врачи , работающие по договору с территориальным органом управления здравоохранения ;

Льготные рецепты выписываются лечащим врачом по решению клинико- экспертной комиссии поликлиники :

На дорогостоящие ЛС , стоимость которых превосходит минимальный размер оплаты труда ( МРОТ ) ;

На психотропные , сильнодействующие и ядовитые вещества , анаболические гормоны ;

На наркотические средства больным , не страдающим онкологическим / гематологическим заболеванием ;

При одномоментном выписывании одному больному 5 и более ЛС или выше 10 ЛС в течении одного месяца ;

В случаях нетипичного течения болезни , при назначении опасных комбинаций ЛС , при непереносимости или отсутствии в аптеке ЛС , входящих в территориальный формуляр . Правила выписывания рецептов в системе ДЛО :

1) Использование спец. Рецептурных бланков № 148-1/ у – 04 – 06 ( Л) .

2 ) Выписка в 3-х экземплярах , имеющих одну серию и номер . Выписка ЛС производится с учетом стандарта в оказании помощи больным : в верхнем левом углу рецепта проставляется штамп ЛПУ ,

В верхней части бланка штриховой код , оформление бланка , цифровое кодирование ( ОГРН ) , код нозологии .

На одном рецептурном бланке формы № 148 – 1/у- 88 разрешается выписывать одно наименование ЛС из подлежащих ПКУ или для получения на льготных условиях . При заполнении бланка необходимо подчеркнуть форму оплаты ( бесп.

Или с 50% скидкой со стоимости ) . На рецепте обязательно указывается номер телефона , по которому аптечный работник может согласовать с лечащим врачом синонимическую замену ЛС .

Больному получившему ЛС на льготных условиях , делается отметка в карте учета льготного отпуска .

Срок действия льготного рецепта – до 1 мес . за искл .рецептов на наркотические ЛС и психотропные вещества списка 2 ( 5 дней ) , психотропные вещества списка 3 , сильнодействующие и ядовитые ЛС : апоморфина г/х , атропина сульфат ,гоматропина гидробромид , дикаин , серебра нитрат , анаболические стероиды .

31.Мелкосерийное производство: порядок учёта лабораторно-фасовочных работ. Правила заполнения лабораторно-фасовочного журнала, понятие об уценке и наценке. Пути их образования.

Порядок учета лаб.фасовоч.работ провод-ся в журнале лаб.фасовачных работ,ведется ежедневно и в конце месяца по журналу подводятся итоги.В журнале посчит-ют стоимость 1-ой ед. готовой продукции ,сумму .

Журналдолжен быть прономерован,прошнурован,скреплен подписью руководителя,все записи в журнале работники делают после выполнения работы и скрепляют подписямипроизводящих или принявших.

Журнал состоит из 2-х частей : 1) «Выдано в работу»,в ней регистрируется товар(сырье),выдается для приготовления нужного кол-ва готовой продукции,данная часть журнала яв-ся обратной стороной Ппк,где проводят необходимые расчеты ; 2) «Изготовленно,расфасовано,сдано» ;в ней регистрируется продукция будет продаваться больному(фасовка) или используется для приготовления ЛФ по рецептам(лабарат.работы). Розничная сумма изготовл. продукции (колонка 15)-это стоимость ед.продукции готовой умножить на кол-во ед. продукции. Чтобы определить наценку или уценку нужно сравнить розничную суммус суммой (кол.15) ,вытче тариф из суммы (кол.15),или стоимость сырья больше стоимости готовой продукции-это разница называется уценкой,если стоимость сырья меньше стоимости готовой продукции,то обр.наценка .Сумма наценки приходиться как товар,а сумма уценки списывается в расход на издержки обращения аптеки. Пути образования наценок и уценок: 1)за счет округления стоимости 1-ой ед.продукции; 2) за счет естественных потерь медикоментов при фасовке(распыляемость,разлив,провес).

43. Защита прав потребителей, права клиента аптеки в случае приобретения товара ненадлежащего качества.

В случае приобретения товара ненадлежащего качества товар должны обменять в случае:

1) Нарушение продавцом обязанностей по розничной торговле (товар с истекшим сроком годности, продажа некачественного товара).

2) Товар может не подойти покупателю по своим характеристикам, но в соответствии перечнем правительства РФ №55 следующие товары аптечного ассортимента не подлежат не возврату не обмену:

· Предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля, мед. приборы, очковые линзы.

· Все лекарственные препараты

· Предметы личной гигиены (зубные щетки).

· Парфюмерно-косметические товары.

44. Виды организационно-правовых форм юридических лиц. Порядок регистрации юридических лиц.

Юридическое лицо – это лицо зарегистрированное в определенном порядке.

Порядок регистрации юридического лица:

Заявителем в налоговые органы подаются следующие документы:

1) Заявление о государственной регистрации

2) Решение о создании юридического лица

3) Учредительные документы (устав, подлинник или нотариально заверенная копия)

4) Документы об уплате государственной пошлины

Классификация юридических лиц в зависимости от формы собственности:

· Государственные (муниципальные)

· Частные

От цели деятельности:

· Коммерческие

· Некоммерческие

Виды организационно-правовых форм юридических лиц:

1) Коммерческие

· Хозяйственные общества (акционерные общества (ЗАО, ОАО), общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью)

· Хозяйственные товарищества (полные товарищества, коммандитные товарищества)

· Производственный кооператив

· Унитарные предприятия (гос-ные унитарные предприятия и муниципальные унитарные предприятия)

2) Некоммерческие

· Общественное движение

· Общественный фонд

· Профессиональный союз

· Учреждения

ООО признается учрежденная одним или несколькими лицами коммерческая организация, уставной капитал которой разделен на доли. (участники не несут риск убытков).

Общество с дополнительной ответственностью учрежденная одним или несколькими лицами, общество уставный капитал которого разделен на доли (участники несут ответственность).

Акционерное общество признается коммерческая организация, уставной капитал которой разделен на определенное число акций (участники не несут риск убытков).

53.Товародвижение,субъекты и объекты фарм.рынка. Фарм.логистика.

Товародвижением называется продвижение готовой продукции от производителя до конечного потребителя.

Субъекты и объекты фарм.рынка имеют количественное и качественные характеристики ,что позволяет прогнозировать состояние фарм.рынка

Субъекты рынка оказывают активное воздействие на объекты рынка:фарм. товары и услуги

-парафармацевтические товары и услуги

-вкусы потребности потребителей

-платежеспособная потребность

-качество продукции.

Фарм.Логистика-это наука и практическая деятельность по управлению и оптимизации потоков фарм.и других товаров.а так же связанных с ними информационных, финансовых и сервисных потоков, способствующих удовлетворению потребителей в фарм.помощи.

54.Маркетинговые исследования .Основные этапы маркетинговых исследований.

Маркетинговые исследования-это систематический сбор документирования и анализ данных по разным аспектам маркетинговой деятельности.

Цель маркетинговых исследований :создать информационно-аналитическую базу, для принятия управленческих решениий.

Этапы маркетинговых исследований:

1.Определение проблемы и формулирование цели исследования

2.Определение источников информации

3.Сбор,анализ собранной информации

4.Обработка и представление результатов.

Методы маркетинговых исследований:

1.Общенаучные:

-системный анализ

-комплексный подход

-программно-целевое планирование

2.Аналитико-прогностические:

-Теория связи

-теория вероятности

-экономико- статические методы

-экономико-математическое моделирование

3.маркетинговые:

-STEP анализ(анализ внешней среды)

-SWOT анализ(выявление сильных и слабых сторон благоприятных возможностей и угроз ,изучаемого объекта.

-трехуровневый анализ(выявление достоинств препарата)



Источник: https://infopedia.su/5x8ec0.html

Отпуск льготных лекарственных средств в аптеке

Бесплатный и льготный отпуск лекарственных средств

Отпуск лекарственных средств по бесплатным рецептам или рецептам со скидкой и обычный отпуск лекарств отражаются в бухгалтерском и налоговом учете аптеки по-разному.  Дело в том, что часть расходов на реализацию при продаже льготных лекарств возмещается территориальным органом обязательного медицинского страхования.

В данной статье мы попробуем разобраться в особенностях учета и документооборота аптек, которые занимаются отпуском лекарств по льготным рецептам.

Порядок предоставления лекарств по льготным рецептам

Льготные лекарства или лекарства со скидкой должны выдаваться только по рецепту, оформленному в соответствующей форме на специальном бланке.

При этом процесс выписки фиксируется в медицинской карте с указанием номера рецепта.

Работники аптеки должны проверять каждый льготный рецепт – просроченные или выписанные с нарушением правил рецепты являются недействительными, а стоимость лекарственных средств по ним не возвращается аптеке.

Срок действия льготного  рецепта – 1 месяц, исключение составляют рецепты на наркотические  лекарственные  средства  и психотропные  вещества   списка  II  (5  дней),  на  содержащие   психотропные вещества  списка  III,  сильнодействующие,  ядовитые   вещества, лекарственные средства: апоморфина гидрохлорид, атропина   сульфат,  гоматропина   гидробромид,   дикаин,   серебра   нитрат,  пахикарпина гидройодид, анаболические – 10 дней.

Как поступить в ситуации, когда нужного препарата нет в наличии? При выписывании льготных рецептов обязательно указывается номер телефона, по которому сотрудник аптеки может согласовать с лечащим врачом или клинико-экспертной комиссией синонимическую   замену  лекарственного  препарата,  стоимость  которого  более  чем   на   30%   превышает   стоимость   выписанного  лекарственного  препарата  в  случае его отсутствия в  аптеке. Если разница в цене составляет менее 30%, сотрудник аптечного учреждения может выдать аналогичный товар без согласования с врачом.

Отпускать наркотические и психотропные вещества можно только в составе изготовленного лекарственного средства согласно прикреплению к аптечной организации к амбулаторно-поликлинического учреждения, делать это могут аптеки с соответствующей лицензией. Отпускать данные лекарственные средства по рецептам ветеринарного врача категорически запрещается.

Если рецепт длительного действия, после выдачи лекарства он подлежит возврату покупателю, при этом на оборотной части указывается дата и количество выданного препарата. Если срок действия истек, рецепт остается в аптеке и гасится штампом «Рецепт недействителен».

Бывает так, что покупатель просит выдать ему по рецепту длительного действия препарат в увеличенном количестве, мотивируя это тем, что он по определенным причинам не может посетить аптеку в следующий раз.

В данном случае разрешена выдача лекарственного средства единовременно в количестве, необходимом для лечения в течение двух месяцев. Такое правило не распространяется на наркотические и психотропные вещества.

Льготные рецепты хранятся в аптеке в деревянных шкафах, расположенных в запирающихся помещениях. Рецепты на этиловый спирт и на ЛС по форме N 148-1/у-88 хранят в металлических шкафах или сейфах. Срок хранения льготных рецептов составляет 5 лет, после чего они уничтожаются специальной комиссией с составлением акта.

Обязательный  отпуск лекарственных средств по бесплатным и льготным рецептам осуществляется  в  соответствии  с  минимальным ассортиментом  лекарственных  средств,  необходимых  для  оказания медицинской помощи,  утверждаемым для аптечных   учреждений/организаций органом управления здравоохранением и фармацевтическими организациями субъекта Российской Федерации.      

Отражение отпуска льготных лекарственных средств в бухгалтерском учете

Льготные лекарственные средства могут поступать в аптеку двумя путями: покупка за собственные средства и последующее возмещение их уполномоченной организацией либо по договору поручения с фармкомпанией. От способа поступления ЛС зависит их отражение в бухучете аптеки.

Покупка льготных лекарств за средства аптеки

Так как за лекарства платит аптека, они являются ее собственностью. Это значит, что вести раздельный учет обычных и льготных медикаментов не требуется.

Поступление льготных лекарств отражается в бухучете записями:

  • Дебет 41 Кредит 60.
  • Дебет 19 Кредит 60

Торговая наценка отражается Дебетом 41 Кредитом 42.

Выручка по льготным или бесплатным рецептам отражается на счете 90-1 в общем порядке.

Чтобы отразить расчеты с возмещающей расходы организацией нужно к счету 76 добавить субсчет  «Расчеты с организацией, финансирующей льготный отпуск лекарств», а во время отпуска льготного лекарства нужно сделать проводки: Дебет 76 субсчет «Расчеты с организацией, финансирующей льготный отпуск лекарств» Кредит 90-1.

Проводка делается на всю стоимость бесплатного лекарства, и на возмещаемую финансирующей организацией часть стоимость при отпуске лекарства с частичной оплатой.

Возмещение средств от уполномоченной организации отражается Дебетом 51 Кредитом 76.

Расчет НДС по выданным лекарствам отражается Дебетом 90-3 Кредитом 68.

Фактическая стоимость выданных лекарственных средств списывается Дебетом 90-2 Кредитом 41.

Пример. Аптека ООО «Тюльпан» расположена в Москве. Учет лекарственных средств производится по ценам реализации. Стоимость льготных лекарств возмещается финансирующей организацией.

ООО «Тюльпан» находится на общем режиме налогообложения и платит НДС, но на лекарства,  реализуемые по полной стоимости, применен ЕНВД.

Аптека ведет раздельный учет операций по разным налоговым режимам, и в отношении НДС используется следующая схема:

В момент покупки лекарств НДС включается в себестоимость купленного товара

Если часть приобретенного товара отпускается по льготным или бесплатных рецептам, к расчету принимается выделенная из стоимости лекарственных средств сумма.

В мае 2016 года аптека закупила у оптовой компании 100 упаковок преднизолона по цене 80 рублей за упаковку (НДС 7,27 руб).

Розничная надбавка составляет 20%, а максимальная розничная цена составляет:

80,00 x1.2 = 96 рублей.

Установленная в аптеке цена составляет 95 рублей, получается, что розничная наценка составила:

96 рублей – 80 рублей = 16 рублей.

В мае этого же года аптека реализовала 50 упаковок преднизолона за полную стоимость, а 30 упаковок было отпущено по бесплатным рецептам. Отражение операций в бухгалтерском учете будет производиться следующим образом: 

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60

8000 руб. (80 руб/шт. х 100 шт.) – оприходован преднизолон (в том числе НДС);

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 42

– 1600 руб. (16 руб/шт. х 100 шт.) – применена торговая наценка на преднизолон;

ДЕБЕТ 50

КРЕДИТ 90 субсчет «Розничные продажи в рамках ЕНВД»

– 4800 руб. (96 руб/шт. х 50 шт.) – отражена выручка от продажи преднизолона по полной стоимости;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж»

КРЕДИТ 41

– 4800 руб. – списание проданного преднизолона;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж»

КРЕДИТ 42

–  800 руб. (16 руб/шт. х 50 шт.) – сторнирована торговая наценка по проданному преднизолону;

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты с уполномоченной фармацевтической организацией»

КРЕДИТ 90 субсчет «Передача лекарств по бесплатным и льготным рецептам»

– 1920 руб. (96 руб/шт. х 20 шт.) – отражена выручка от передачи лекарств по бесплатным рецептам (с возмещением стоимости);

ДЕБЕТ 90 субсчет «Налог на добавленную стоимость»

КРЕДИТ 68

– 286 руб. ((96 руб/шт. х 10% : 110%) х 30 шт.) – начислен налог на добавленную стоимость по преднизолону, отпущенному по бесплатным рецептам;

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60

– 145,4 руб. (7,27 руб/шт. х 20 шт.) – сторнирована сумма НДС по преднизолону, переданному по бесплатным рецептам, которая ранее была включена в стоимость преднизолона;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

–  145,4 руб. – отражена подлежащая вычету сумма «входного» налога на добавленную стоимость по преднизолону, переданному по бесплатным рецептам;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19

– 145,4 руб. – предъявлен к вычету «входной» НДС по преднизолону, отпущенному по бесплатным рецептам;

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 42

– 210,81 руб. ((96 руб/шт. – (80 руб/шт. – 7,27 руб/шт.) – 16 руб/шт.) х 30 шт.) – скорректирована сумма торговой наценки по преднизолону, отпущенному по бесплатным рецептам, с учетом восстановленного налога на добавленную стоимость;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж»

КРЕДИТ 41

– 2880 руб. (96 руб/шт. х 30 шт.) – списан переданный по бесплатным рецептам преднизолон;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж»

КРЕДИТ 42

–  698,10 руб. ((96 руб/шт. – (80 руб/шт. – 7,27 руб/шт.)) х 30 шт.) – сторнирована торговая наценка по переданному по бесплатным рецептам преднизолону;

ДЕБЕТ 51

КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с уполномоченной фармацевтической организацией»

– 2880 руб. – получено возмещение стоимости преднизолона, переданного по бесплатным рецептам.

Учет при отпуске льготных лекарств по договору поручения

В данном случае аптека не является собственником льготным лекарств, а лишь посредником между покупателями и финансирующей организацией. Для учета лекарств используется Дебет 004, Кредит 004. При этом получить ожидаемую выручку с продажи аптека может в качестве вознаграждения по договору.

Отражение отпуска льготных лекарственных средств в налоговом учете

Здесь также прослеживается четкая зависимость налоговых расчетов от способа поступления льготных лекарств в аптеку.

На общей системе налогообложения при приобретении ЛС на собственные средства доходом от реализации считаются полученные от покупателей суммы частичной оплаты по льготным рецептам и суммы возмещения средств финансирующей организацией. Выручка от реализации уменьшается на расходы, связанные с покупкой льготных лекарств. НДС начисляется на стоимость льготных медикаментов, а налоговая ставка для реализации составит 10%.

При отпуске льготных лекарств по договору поручения доходом от реализации считается сумма посреднического вознаграждения, то есть  те средства, которые получает аптека. Посредническое вознаграждение отражается в бухгалтерском и налоговом учете начислением ставки 18% на сумму вознаграждения.

Формирование цен на льготное лекарство

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования возмещает аптеке стоимость выданных ЛС по не превышающим зарегистрированные ценам с учетом предельной торговой наценки, поэтому аптека должна рассчитать отпускную стоимость льготных лекарств. Льготные медикаменты указаны в перечне ЖНВЛС.

Цены на лекарства отечественного и импортного производства подлежат государственной регистрации, а сами лекарства вносятся в реестр зарегистрированных предельных отпускных цен. Запрещается реализация лекарственных по ценам, выше зарегистрированных.

Размеры предельных надбавок утверждаются актами органов исполнительной власти субъектов РФ и могут различаться в зависимости от региона. В Москве предельная оптовая надбавка составляет 20%, за исключением наркотических средств.

Помимо этого аптека должна выплатить комиссию уполномоченной организации в размере 5%.

Производитель или оптовик передает аптеке протокол согласования цен и накладные. В протоколе фиксируются две цены: отпускная от производителя и цена госрегистрации. Аптечная организация формирует отпускную стоимость лекарственных средств на основании указанных в протоколе цен.

Пример. Аптека, расположенная в Москве, приобрела для отпуска по бесплатным рецептам следующие ЛС:

Нитроглицерин таблетки стоимостью 10 рублей за упаковку;

Фуросемид таблетки стоимостью 15 рублей за упаковку.

Заметим, что оба этих препарата входят в ЖНВЛС. При предельном размере розничной наценки 20% расчет отпускных цен рассчитывается следующим образом:

Нитроглицерин: 12 рублей (10 руб. + 10 руб. x20%);

Фуросемид: 18 рублей (15 руб. + 15 руб. x 20%).

Соответственно, отпускная цена для нитроглицерина составит 12 рублей за упаковку, а для фуросемида 18 рублей за упаковку. 

Источник: http://maksal.ru/article/otpusk_lgotnyh_lekarstvennyh_sredstv_v_apteke

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.