Аспирант зарплата

Содержание

Зарплата аспиранта – сколько получает $?

Аспирант зарплата

Аспирант представляет собой специалиста научно-исследовательского учреждения, который готовится к защите кандидатской диссертации. Каждое государство стимулирует финансово будущих профессоров. Так сколько же получает аспирант в разных странах мира?

Сколько стоит сотрудник в Российской Федерации?

Младший научный сотрудник занимается подготовкой к защите персональной диссертации. На сегодняшний день в России имеется 15 видов стипендии, на которую могут рассчитывать ученые разных рангов.

Рассмотрим основные варианты государственных выплат:

  • бакалавр, магистр и специалист в ВУЗах зарабатывает 1340 рублей / 23,1 долларов;
  • студенты, получающие среднее образование – 487 RUB / 8,4 бакса;
  • повышенная стипендия (хорошие результаты в учебе) – 5000-7000 ₱ / 86,2- 120 у.е.;
  • выручка аспирантов лежит в диапазоне 11 -14 тыс. руб. / 190-241 USD. Представитель научной школы должен иметь отличные успехи в учебе и принимать активное участие в жизни организации;
  • дополнительная помощь (аспирантская) – 2637 rub / 45,5 $. В технической сфере данный показатель достигает 6330 рублей / 110 долларов;
  • стимулирующая стипендия Президента РФ – 20 тыс. ₱ / 344 у.е. С середины 2018 года сумма увеличится до 22 800 рублей / 393 USD;
  • социальная помощь составляет 730 rub / 12,6 у.е.;
  • для «хорошистов» аспирантов предусмотрено пособие Президента РФ – 3600-4500 RUB / 62– 76 долларов;
  • молодые ученые экономической специальности имеют дополнительные поощрения – 11-14 тыс. RUB / 190-241 USD.

Ценность льгот для молодых ученых. Система грантов

Процесс обучения в аспирантуре занимает приличное количество времени.

Существует несколько видов стипендий, на которую могут рассчитывать профессионалы.

Рассмотрим прайс:

  • государственная – минимальный уровень 2637 руб. / 45,4 USD;
  • социальная – 2000 rub / 34,5 $;
  • именная – назначается по результатам образовательного периода;
  • систематическая публикация в изданиях или победы в олимпиадах – 4500-6000 ₱ / 77,6 – 103,4 у.е.

Специальная система льгот на очном отделении позволяет сэкономить приличную сумму денежных средств.

Действующее законодательство РФ подразумевает следующие варианты:

  • отпуск в 30 дней с сохранением оклада;
  • бесплатное предоставление общежития иногородним;
  • предоставление декретного отпуска или больничного;
  • аспирант имеет право на отпуск в 60 дней после окончания курса;
  • окончание аспирантуры полагает дополнительный отпуск в 30 дней;
  • бесплатное использование лабораторий, библиотеки и оборудования.

Увеличить жалованье можно при помощи грантов. Таким образом, зарплата молодого ученого существенно возрастет.

Проанализируем основные варианты:

  • грант Вознесенского – 1500 рублей / 25,9 долларов. Оклад распространяется на журналистов;
  • премия Солженицына – 1500 RUB. Область работы – литература и политология;
  • выплата Маслюкова. Номинант получает 1500 ₱, если является полным отличником в сегменте экономики;
  • индивидуальное пособие Туманова достигает 2000 рублей / 34,5 USD. Прибыль относится к юриспруденции;
  • грант Собчака (700 ₱). Оклад распространяется на очников юридических факультетов;
  • пособие Лихачева. Талантливый филолог и культуролог может рассчитывать на вознаграждение в размере 400 RUB / 6,9 баксов.

Почем платят в Украине?

Выплата стипендий распространяется на студентов и аспирантов, которые задействованы на дневном стационаре.

Система расценок в стране за 2017 имела следующую структуру:

  • ученик ПТУ – поддержка на уровне 311 гривен в месяц / 11,5 у.е.;
  • действующие студенты ВУЗов I-III уровня аккредитации – 622 UAH / 23 USD; III –IV степень – 825 грн. / 30,6 $;
  • полный окличник получает 925 UAH / 34,3 долара;
  • социальная зарплата детей-сирот составляет 961 гривен (ПТУ) и 1989 UAH ВУЗов. Ограничение по возрасту составляет 18-23 года;
  • официальные лауреаты Президентской стипендии – 1200 UAH / 44,4 USD;
  • стипендия Кабинета Министров – 1100 грн./ 40,74 баксов;
  • вознаграждение Верховной Рады – 1200 UAH / 44,4 $.

Месячный доход аспиранта тесно коррелирует с его успехами в учебе. Принимая активное участие в научной деятельности, специалист может рассчитывать на высокий персональные выплаты.

Аспирант зарабатывает:

  • минимальный уровень стипендии – 1975 гривен / 73 доллара;
  • максимальный предел – 3225 UAH ежемесячно / 119 у.е.;
  • средняя линия по стране – 2400 грн. / 88,9 баксов;
  • аспирант-преподаватель – 4018 UAH / 148 USD;
  • докторант-доцент – 4925 грн. / 182 бакса.

Источник: http://skolko-poluchaet.ru/skolko-poluchayut/skolko-zarabatyvaet-aspirant.html

Почему не идут в науку: аспирант получает 7 тысяч рублей в месяц в России

Аспирант зарплата

Почти 70% работающих в вузе уверены: обучение в аспирантуре поможет в научной карьере. Впрочем, также считают и 43% тех, кто не занят в академической сфере

Сегодня третья ступень высшего образования – в ожидании перемен. Ученые и профессора уверены: чтобы молодежь шла в науку, аспирантура должна стать современной, время обучения увеличиться, а стипендия вырасти в разы. Основной причиной большого отсева из аспирантуры часто называют именно невысокую аспирантскую “зарплату” – в среднем около 7 тысяч рублей.

Кандидатами наук в России становятся не более 14 процентов аспирантов. Остальные или не заканчивают учебу, или не защищают диссертацию

Действительно, как прожить взрослому человеку на такие деньги? Приходится устраиваться на работу. Наука отходит на второй план, а то и вовсе выпадает из зоны интереса. Есть ли компромисс? Эксперты Высшей школы экономики изучили, где работают современные аспиранты и как работа влияет на их научное будущее. В опросе участвовали более 2000 аспирантов из 14 российских вузов.

В целом расклад такой: работают практически все – 90 процентов аспирантов. Причем больше трети из них заняты полный день и вне вуза. Увы, это самый верный признак того, что человек, скорее всего, из науки уйдет. За пределами университета аспиранты чаще всего работают в коммерческих организациях на позициях, не связанных с научными исследованиями (38%).

Те, кто устроился на работу в вуз, занимаются исследованиями, преподаванием и административной работой. Некоторые совмещают несколько “ставок”. В зависимости от направления подготовки меняется и характер работы в вузе. Так, среди математиков и инженеров больше исследователей. Аспиранты по направлению “образование” – в основном преподаватели.

Те, кто изучает гуманитарные или социальные науки, нередко заняты в административной сфере.

Почти 70% работающих в вузе уверены: обучение в аспирантуре поможет в научной карьере. Впрочем, также считают и 43% тех, кто не занят в академической сфере.

Интересно, что 82% вчерашних студентов поступают в аспирантуру именно своего вуза. Авторы исследования предупреждают: такой выбор “по накатанной” – тревожный знак. Ради привычной обстановки аспиранты часто отказываются от более перспективных вариантов.

Половина всех аспирантов сетуют, что из-за работы им не хватает сил и времени на учебу. Сложнее всего тем, у кого полная занятость. Но тех, кто вслух готов сказать о том, что не будет защищаться или планирует бросить аспирантуру, немного.

Эксперты считают, что выбор ответа “не буду защищаться” сразу накладывает на человека клеймо “неудачник”, “неуспешный”. А в этом признаться не всегда просто.

В итоге аспирантов, которые всем довольны и успешно совмещают учебу с полной рабочей занятостью, оказалось меньше одной пятой.

Кстати, нередко молодые люди поступают на третью ступень высшего образования с чисто прагматическими целями: “пересидеть” армию, получить комнату в общежитии. А порой аспирантура и вовсе воспринимается как “перевалочный пункт”, возможность оттянуть решение относительно будущей карьеры.

Мнение
Николай Кудряшов, председатель Совета по аттестации и подготовке научно-педагогических кадров МИФИ:

– Работодатели ценят специалиста с ученой степенью гораздо выше, чем других. Ведь при подготовке диссертации соискатель учится многому, что помогает в дальнейшей работе: творческому подходу, анализу фактов, самостоятельности. По опыту скажу, что если ежедневно работать над темой, успехи видны уже через год-два.

А когда приходится совмещать диссертацию с работой еще где-то, ничего путного не выходит. Убежден: в аспирантуру имеет смысл идти только к профессору, у которого есть внушительные гранты на научно-исследовательскую работу.

Это может быть, например, целевой грант, выданный конкретным фондом на подготовку диссертации по определенной тематике.

Дмитрий Таюрский,проректор по образовательной 
деятельности Казанского федерального университета:

– Уверен, стипендия аспирантов должна быть не ниже средней зарплаты по региону. Аспирант – это уже практически ученый, исследователь. Поэтому и стипендия должна быть сопоставима с зарплатой начинающих научных работников.

Максим Денин, проректор по научной деятельности БФУ им. И.Канта:

– Стипендия в 30-50 тысяч рублей позволит не отвлекаться на поиск заработка в ущерб науке, которая и должна быть основной работой молодого ученого. Кроме того, аспиранты строят семьи, растят детей, берут кредиты.

Молодой ученый должен быть в этом плане социально защищен. Кандидатская степень – большой плюс в карьере. Часто её отсутствие не позволяет человеку занять заслуженную научную или даже административную должность.

Без степени не возьмут и в вузовские преподаватели.

Андрей Прокофьев, проректор по научно-исследовательской работе Самарского университета:

– Хорошо, если аспиранты находят подработку в лабораториях университета. Тогда направление научно-исследовательской работы совпадает с направлением работы в лаборатории, и подкрепляется внутри коллектива грантами и договорами, что обеспечивает аспирантам приличный доход.

Только факты

В Австралии до защиты кандидатской не доходит треть молодых ученых, в США – половина. В Испании доля выбывших из аспирантуры по ряду профилей – 90 процентов.

Источник: РГ

От редакции

Хотите быть ученым?

Источник: https://kurer-sreda.ru/2019/08/06/445031-pochemu-ne-idut-v-nauku-aspirant-poluchaet-7-tysyach-rublej-v-mesyac-v-rossii

Сколько платят и зачем учиться дальше? Глупые вопросы аспирантам

Аспирант зарплата

Андрей Лунь: «С детства я был вдохновлен наукой и уже тогда твердо решил, кем хочу стать. Мама покупала много детских энциклопедий на различные темы, особенно меня поразили книги по физике и астрономии.

Помню, открыл одну из них, увидел изображение Солнечной системы и был удивлен, насколько разнообразен космос. В школе после начала курса физики любовь к науке только росла. Часто выигрывал олимпиады.

Выбор пал на физический факультет Воронежского технического государственного университета по специальности экспериментальная физика».

Вадим Кондаратцев: «Во-первых, очень нравится преподавать. Занимался этим еще до аспирантуры, преподаю как школьникам, так и студентам. Аспирантура — это возможность развить преподавательские качества.

Во-вторых, не мыслю свою жизнь без науки, и в этом плане аспирантура дает возможность не только углубить свои знания в профессиональной тематике, но и развить исследовательские компетенции.

В-третьих, часть основной работы непосредственно связана с МАИ и с моим родным институтом № 8 “Информационные технологии и прикладная математика”».

Чем занимаются аспиранты?

Андрей: «В мои обязанности входит проведение экспериментов на кафедре экспериментальной физики. Я измеряю свойства сегнетоэлектриков (кристаллические вещества, которые плохо проводят ток — Ред.) и воздействие на них магнитных полей. По результатам пишу диссертацию и выступаю на конференциях».

Вадим: «Помимо написания диссертации и преподавания мне нравится организовывать мероприятия для студентов и коллег. Например, недавно организовал вместе с IT-центром игру “IT Что? Где? Когда?” для магистрантов. Также в нашем университете есть много мероприятий по интересам, мне нравится периодически участвовать в научных стендапах и хакатонах».

Хватает ли стипендии на жизнь?

Андрей: «Со стипендией мне повезло, ведь я аспирант естественнонаучного направления.

Для этой категории аспирантов установлена повышенная стипендия по сравнению с гуманитарными направлениями. В моем случае это 8000 рублей. Гуманитарии получают примерно вдвое меньше.

Конечно, этого не хватает, если жить только на стипендию. Но все равно приятно, что за учебу мне платят».

sk.ru

Тяжело ли преподавать, если еще вчера был студентом?

Андрей: «На втором курсе аспирантуры есть обязательная педагогическая практика. У меня она проходила со студентами второго курса по специальности “Химия”. Курс назывался “Оптика”. Ребята сильно удивили своими знаниями несмотря на то, что старшее поколение преподавателей постоянно жалуется на низкий уровень знаний.

Возможно, это и правда, но по контрасту с тем уровнем образования, который давали много лет назад. На этом моя деятельность преподавателя прекратилась. Это совсем не просто, особенно трудно действительно качественно преподносить материал в университете.

Ведь заинтересовать предметом можно лишь тогда, когда знаешь его на 100% и готов делиться этими знаниями каждый день».

Вадим: «Я преподаю школьникам на курсах довузовской подготовки (математику и физику). Для студентов я читаю предметы, связанные с машинным обучением и искусственным интеллектом. “Введение в машинное обучение”, “Методы искусственного интеллекта в компьютерной графике” и подобные.

Впечатления от преподавания самые позитивные. От студентов всегда приятно получать обратную связь и видеть, как растут их профессиональные компетенции прямо в процессе обучения. Наверное, кому-то и непросто стать из студента преподавателем, но для меня это одно из самых любимых занятий в жизни».

Можно ли совмещать аспирантуру с работой?

Андрей: «Я совмещаю аспирантуру с работой тестировщика в центре разработки программного обеспечения ИТ-компании «Рексофт».

Это несложно, потому что после второго курса аспирантуры я сосредоточен на научной работе. Несколько раз в год езжу выступать на научных конференциях.

В «Рексофт» знают, что я аспирант, и без проблем отпускают. Многие коллеги совмещают работу с учебой.

Работу в качестве инженера по автоматизации тестирования я выбрал потому, что любил параллельно с учебой заниматься программированием. Но изначально посчитал, что устроиться как полноценный разработчик пока не могу — непрофильное образование, недостаточно опыта. Решил попробовать себя в автоматизации тестирования. Не исключено, что дальше буду развиваться как разработчик».

Вадим: «Совмещаю обучение в аспирантуре с работой в компании Phygitalism. Компания, созданная маевцами, под руководством Олега Юсупова, выпускника аэрокосмического факультета МАИ, занимается разработками в области дополненной, виртуальной реальности и искусственного интеллекта.

Я работаю в отделе R&D и исследую то, как методы машинного и глубокого обучения могут помочь улучшить VR/AR системы и продукты.

Наша компания — партнер IT-центра МАИ, у нас есть совместная магистерская программа “Дополненная / виртуальная реальность и искусственный интеллект”, одним из архитекторов которой мне посчастливилось стать.

Так что половину рабочего времени я изучаю и разрабатываю наукоемкие прототипы, а вторую половину времени учу тому же самому студентов. Учиться и работать всегда трудно. Приходится иногда жертвовать сном, нервами и выходными, но результаты определенно стоят того».

Вычислительный центр РАН

Есть ли смысл идти в аспирантуру?

Андрей: «Честно сказать, я немного разочарован. Размер зарплаты преподавателей оставляет желать лучшего. Мне кажется, что этот труд должен оплачиваться выше. Профессия преподавателя требует очень много энергии, сил, общения и креатива.

В моем случае аспирантура — это осуществление детской мечты стать ученым. Кстати, по статистике только 20–25% из поступивших в аспирантуру заканчивают учебу. Я обучение точно закончу, но буду ли продолжать в качестве преподавателя/исследователя – пока вопрос.

Уж очень увлекательна IT-сфера!»

Вадим: «Cмысл есть. Аспирантура – место, где ты оттачиваешь как свои профессиональные научные компетенции, так и soft skills (надпрофессиональные навыки, например, умение работать в команде – Ред). Хорошее место чтобы найти себе единомышленников и, например, организовать с ними свой проект или бизнес, как это случилось в моей компании».

Во время загрузки произошла ошибка.

Источник: https://hi-tech.mail.ru/review/skolko-platyat-aspirantam/

Очерк аспиранта о его зарплате

Аспирант зарплата

Эта история – просто крик души. Ни к чему не обязывает, не призывает и, вероятнее всего, ничего вообще не изменит. Но где-то это все надо изложить. по крайней мере наглядно видно, как п маленьким кирпичикам разваливают науку.
С чего все это началось.

Можно, конечно сказать, что все началось с большого взрыва, но так мы уйдем слишком далеко в дебри истории. Поэтому начну, пожалуй, куда менее прозаично. Я аспирант, как многие отмечают, довольно перспективный (очень надеюсь, что они правы). Активно работаю на благо науки нашей великой страны за те жалкие гроши, которые ныне платят аспирантам.

До недавнего времени доход был вполне себе приемлемым: хватало на хлеб и даже с маслом. Все благодаря начальнику нашего научного центра (Ивану Николаевичу), который устроил меня к себе инженером и платил зарплату с гранта. Грант закончился, объявлен конкурс на новый, в заявку начальник (теперь уже мой непосредственный) включил и меня.

Так же он по договоренности включил туда и моего научного руководителя (Иннокентия Афанасьевича) (тем более, что последний когда-то так же руководил его диссертацией, думаю не стоит объяснять, как это происходит) и еще двух его аспирантов. Эта группа по сути составила основной рабочий коллектив.

И до сегодняшнего дня все было отлично, поскольку заявку, насколько мне известно, поддержали и можно было надеяться, что и в следующем году будет финансирование, будет адекватная зарплата, в общем можно будет жить.

https://www.youtube.com/watch?v=TF_YCnIdFoc

Но всем, я полагаю, понятно, что этой истории не было бы, будь все так хорошо. Пару дней назад наш проректор по науке вызывает начальника к себе и начинает задавать вопросы по списку:
П: На каком основании вы взяли этих людей в грант?

ИН: Это работающие в моем центре аспиранты.

П: А зачем здесь Иннокентий Афанасьевич?

ИН: Ну, он же руководитель этих аспирантов, он моей диссертацией когда-то руководил…

П: Т.е. он ничего делать не будет. Исключить.

ИН: А как же его аспиранты? Они в гранте, а руководитель – нет.
П: Тогда и аспирантов исключить.

ИН: А с кем мне работать прикажете?

…..

В общем слово за слово обошлись малой кровью и пришлось убрать только моего научного руководителя.

И вроде бы нашли хоть какой-то компромисс, но вы же видите там ниже еще много букавок.

Прежде чем продолжить нужно отметить важный момент: начальник (Иван Николаевич) и проректор относятся официально к факультету физики, а я, мой руководитель и все его аспиранты (что логично) к факультету химии. Т.е. мы из разных фракций, но ведь это никак не должно мешать работе. Тем более, что научный центр, начальником которого является Иван Николаевич, вообще отдельная структура и является межфакультетской.

Теперь вернемся вновь ко мне. Сегодня утром я получаю звонок от научрука, который задал всего один вопрос: “Тебя Иван спрашивал, когда включал в свой грант?” Я успел лишь положительно ответить и трубка была передана нашему декану… И вот тут начался полный сюрреализм:Я: Да, здравствуйте.

Д: На каком основании вы участвуете в гранте Ивана Николаевича?

Я: *поначалу даже опешил* Нууу… Я работаю инженером в его центре.

Д: А почему вы работаете инженером на другом факультете?
Я: …. *не нахожу, что ответить*

Д: Аспиранты химфака не должны работать на физфаке и не должны участвовать в гранте другого факультета.Я: ….Д: Иннокентий Афанасьевич вообще не является руководителем этого гранта и в него не включен. Я считаю, что все порядочные аспиранты должны отказаться от участия в чужих грантах, где нет их научного руководителя.

Я: Погодите, но Иван Николаевич мне го…Д: Мне вообще не интересно, что там говорит Иван Николаевич. Вы, как порядочный аспирант должны отказаться и уйти из гранта. Если вы так хотите работать на физфаке, то идите туда. После защиты на часы на кафедре не рассчитывайте.

Я: Простите, но если я уйду из гранта, мне жить не на что будет (это дословная фраза).

Д: Вы что, останетесь в гранте, если туда не возьмут Иннокентия Афанасьевича?

Я: Это сложный вопрос.

Д: *видимо обращаясь к моему научруку* Вы слышали? “Это сложный вопрос”

ИА: *явно не мне, а в ответ декану* На деньги повелся?
*положили трубку*

Я в ахере, пытаюсь дозвониться до начальника, получается раза с третьего. Он как раз идет к нашему декану на разборки. Кратко описываю ему ситуацию (обратите внимание: прежде всего позвонили именно мне и начали давить), на что он обещает разобраться. Я же сам пулей лечу в универ, выяснять, что вообще происходит.

Приехав успеваю переговорить с теми коллегами, которые, похоже, встряли, как и я, рассказать им все. Возвращается начальник, с бледным лицом, выкуривает пару сигарет и излагает ситуацию выше (так я узнал о его разговоре с проректором) и ее итог.
На него надавили, при чем надавили серьезно, заставив исключить из гранта по сути всех нас.

Более того ему пообещали, что его грант не поддержат впринципе (что вполне реально, есть у некоторых “товарищей” на факультете крайне весомые связи в Москве, такой вопрос для них – плевое дело). И в итоге и он и мы остаемся ни с чем. У него хотя бы есть зарплата штатника, у аспирантов – только стипендия (8200р.), пожить на которую…

ну сами понимаете.

Но самое главное, причина, по которой все подняли такой кипишь, это абстрактные баллы в отчетности факультетов: будут эти балы на физфаке (руководитель Иван Николаевич) или на химфаке (руководитель Иннокентий Афанасьевич). Из-за этой вот херни троих аспирантов лишили возможности заработка, а мне еще и пригрозили отсутствием будущего на кафедре.

Еще пара ремарок:
О работе на кафедре. Лично я уже давно пытался выбить себе хотя бы парочку вшивых групп, чтобы вести занятия. Но при том, что это никак не запрещается мне их упорно не дают.

Даже тогда, когда уволился преподаватель, имеющий самую большую нагрузку на кафедре, часы с трудом со скрипом раскидали между остальными, но мне не дали ничего. Более того, я напросился вести хотя бы непрофильную информатику и по требованию все того же декана прошел доп.

подготовку и получил диплом о праве ее преподавания (за все отвалил свои личные 27000… да, знаю, дурак, был наивен и глуп). Дали одну группу на один семестр и этим все кончилось.

О том, на что жить. Казалось бы очевидно: ищи работу, получай доп. заработок. Скорее всего так и придется поступить, но… Это означает, что мне придется бросить науку.

Заниматься ею всерьез, появляясь в университете через раз, поздним вечером или только на выходных (при чем для работы в воскресенье нужно получить специально разрешение, которое мне с милости того же декана не дадут) невозможно.

Кроме того деканат ранее (в начале учебного года) уже показал, что крайне негативно воспринимает то, что аспиранты совмещают работу с учебой. Не спрашивайте, с чего это его колышет, факт остается фактом. Мой товарищ (аспирант младшего курса) устраивался учителем в школу. Деканат всеми силами этому мешал.

О будущем. Наука – это моя мечта. Абсолютно не представляю себя где-то еще, просто завяну со скуки на однообразной работе. Это не говоря уже о том, что у нас (по крайней мере в крае) химику то особо и некуда податься, кроме всяких аналитических лабораторий. У меня уже много интересных идей, которые я хотел бы развивать после своей защиты.

Однако, по всей видимости, это не просто никому не нужно, руководство готово ради каких-то полумифических показателей (которые, к слову, на нашем факультете и без того самые высокие в крае) похерить это все и не у меня одного. Всерьез обсуждаем с коллегами вариант подать заявления об уходе из аспирантуры.

Останавливает лишь то, что все это крайне неожиданно и мы даже понятия не имеем, куда нам после такого шага деваться.

Спасибо, что дочитали до этой строчки. Извините, что потратил ваше время и внимание, если вы сочли этот пост неинтересным.

P.S. Все имена в тексте заменены.

P.P.S. А у Ивана Николаевича сегодня день рождения: 40 лет. Хороший ему подарок сделали, а.

Источник: https://pikabu.ru/story/ocherk_aspiranta_o_ego_zarplate_6796296

Кому нужна аспирантура? Доходы магистров и кандидатов почти одинаковы

Аспирант зарплата

Доходы молодых российских магистров и кандидатов наук в возрасте практически не отличаются. А потому в аспирантуру идут люди, мотивированные далеко не материальными интересами.

Об этом свидетельствуют данные исследования доцента кафедры социологии НИУ “Высшая школа экономики” Яны Рощиной (документ есть в распоряжении Лайфа).

Как показал многолетний анализ, учёная степень привлекает тех, кто хочет заниматься педагогической деятельностью, энтузиастов (они верят в то, что защита кандидатской позволит получить более высокую должность), а также тех, кто уверен: наличие учёной степени максимально сократит риски безработицы.

Ведь у тех, кто всё-таки получил звание “кандидат наук”, всегда есть возможность начать академическую карьеру. Эксперты, в свою очередь, добавили, что для мужчин учёная степень — причина не идти в армию. Другими словами, аспирантура становится своеобразной инвестицией в будущее. 

И дело не только в том, что с кандидатской можно легко попасть на работу в вуз, в “голодные годы” — стать частным репетитором и не выходя из дома зарабатывать 100 тысяч рублей в месяц. Это вопрос трудолюбия и того, как работает сарафанное радио. 

Тем не менее, согласно исследованию, в России доходы магистров и “владельцев” учёных степеней почти идентичны. В компании “Ассоциация репетиторов” (их база насчитывает около 65 тыс. педагогов) заявили, что цена на услугу частных специалистов не зависит от того, защитил ли человек диссертацию или нет. 

— Репетиторы сами заявляют свою стоимость. Есть студенты, которые просят за час занятия столько же, сколько кандидаты наук, — сказали Лайфу в организации.

Как отмечается в исследовании, из-за того что особых финансовых преимуществ учёная степень не даёт, на первый план выходит нематериальная мотивация будущих соискателей. 

— Только 60% всех тех, кто поступает в аспирантуру, её заканчивают, и только 20% удаётся диссертацию защитить, — говорится в документе.

Стараться слишком сильно. Степень того не стоит

Исследования проводились на основе мониторинга экономики образования ВШЭ в 2006—2015 годах: ежегодно в проекте принимало участие более 2,5 тыс. российских студентов очных отделений, большинство из них обучалось по программам бакалавриата (65%), другие — специалитета (29%) и магистратуры (6%). 

Будущие кандидаты наук, или (на западный манер) доктора философии, чаще всего выходят из гимназий или школ с углублённым изучением предметов. 

Среди аспирантов больше мужчин, при этом огромное влияние имеет тот факт, участвовал ли он ранее в университетских исследованиях и насколько успешно учился. 

Большинство опрошенных (64%) согласились с тем, что быть кандидатом наук перспективно: можно получить более высокую должность, однако были и те, кто связывал выгоду с увеличением дохода (41% всех опрошенных) и кто считает, что учёная степень, кроме того, поможет скорее найти работу (29%).

Как отмечает автор проекта, наиболее привлекательной аспирантуру считают учащиеся магистратуры. 

— Однако, чтобы получить степень, нужно приложить много усилий, а потому лишь небольшой процент выпускников вузов решается на продолжение обучения.

C конца 2000 года, согласно документу, количество тех, кто хотел получать степень кандидата (особенно среди московских студентов), резко сократилось. Если в 2008—2009 годах потенциальных аспирантов в столице было около 30%, то в 2014—2015 годах это число упало почти в два раза (до 16,4%).

Более половины опрошенных заявили, что не хотели бы, будучи кандидатами наук, строить карьеру в научном сообществе.  

Директор Института развития образования департамента образовательных программ ВШЭ Ирина Абанкина говорит, что этого следовало ожидать, так как в академической сфере не так много вакансий. 

— Сейчас жёсткие нормативы по численности преподавательского состава, а также количеству научных работников.

Кроме того, есть большие требования к таким сотрудникам: нужен большой объём научных статей, которые будут напечатаны не только в российских научных журналах, но и в зарубежных, — говорит Абанкина.

— Как показывают наши данные, с 2012 года количество молодых сотрудников (до 35 лет) не увеличивается, а сокращается. В основном работают заслуженные педагоги, которые уже начали и в электронных научных журналах публиковаться, — такие приспособились к новым вызовам и не уходят на пенсию.

Кроме того, по словам Абанкиной, после аспирантуры многим неинтересно продолжать академическую карьеру из-за низких зарплат.

— Раньше преподавание в вузе всё-таки оставалось привлекательным, так как был более гибкий график у сотрудников, можно было ещё чем-то заниматься. Сейчас, опять-таки из-за требований к публикациям, такого нет, — рассказывает эксперт.

— В педагогической научной сфере есть надбавки за степень: для кандидатов наук она составляет 3 тысячи рублей, для докторов наук — 7 тысяч рублей. Однако они входят в базовую зарплату, надбавка совсем не чувствуется. И она уже давно не растёт.

В СССР было иначе: каждые пять лет выплаты за степень увеличивались, кроме того, их добавляли к основному окладу.

Однако сейчас, с развитием технологий, у кандидатов наук появилась альтернатива.

— В крупные компании (типа “Яндекса”) требуются серьёзные специалисты, которые будут писать отчёты для их аналитических центров.

В менее крупных организациях нередко также есть свои информационные центры, где нужны работники, которые будут заниматься проектированием, — сказала Абанкина.

— По опыту моих аспирантов могу сказать, что действительно наличие степени на карьеру не влияет — важен лишь опыт и личные успехи. 

Когда некогда грызть гранит

Самая большая проблема, которая останавливает специалистов, магистров и даже самых амбициозных заставляет отказываться от заветной учёной степени, — новая система аспирантского образования. Нужно выбирать: хотите вы заниматься карьерой и зарабатывать, или в свои 25 лет учиться, но не иметь средств к существованию. 

По словам Ирины Абанкиной, на сегодняшний день стипендия (без особых надбавок вуза) составляет около 10 тыс. рублей для аспирантов. В некоторых учебных заведениях бывает так, что, например, плата за общежитие выше…

— С 2013 года многое изменилось. Раньше была идея аспирантуру вписать в закон о науке, но тогда были бы риски, что бюджетных мест не станет. Поэтому аспирантуру сделали полноценной “третьей ступенью образования” — оно гарантируется бесплатным.

Места сохранились, но пришлось разрабатывать новые стандарты для аспирантуры: появились полноценные пары по специальности, по философии, иностранному. Совмещать с работой очень сложно учёбу, а ведь нужно ещё преподавать — это обязательное условие.

Другими словами, теперь защита диссертации и прохождение программы аспирантуры относятся к разным законам — “О науке” и “Об образовании”.

— В аспирантуре сдаются экзамены, в конце обучения выдаётся диплом. А потом уже самостоятельно соискатель учёной степени идёт на предзащиту и далее.

Тем не менее специалист ВШЭ рассказала, что, несмотря на все “но”, некоторых молодых людей мотивирует обучаться в аспирантуре тот факт, что кандидаты наук не идут в армию. 

Студентка второго курса столичного вуза Марина рассказала Лайфу, что решила пойти в аспирантуру, потому что таким образом она для матери всё ещё оставалась студенткой.

— Мама сказала, что если я буду учиться, то могу пока не работать. А там, я надеюсь, уже выйду замуж. Ходить на пары мне нравится, но работать — нет, не хочу, — говорит Марина. — А мой одногруппник поступил в магистратуру ради того, чтобы откосить от армии. Но он умный парень, закончил на отлично.

Источник: https://life.ru/p/920343

Стипендия и льготы для аспирантов: зарплата, отпуск

Аспирант зарплата

Желающих продолжать обучение, занимаясь научной деятельностью после окончания вуза, волнует вопрос, какой бывает стипендия в аспирантуре, кто ее может получать, какие льготы положены аспирантам. Разберемся во всем по порядку.

Обучение в аспирантуре на очной основе отнимает много времени, особенно если предполагается написание и защита кандидатской диссертации. Найти хорошо оплачиваемую работу на время обучения непросто не только в небольших городах, но и в Москве, поэтому вопрос о стипендии аспирантов актуален для большинства абитуриентов.

Учащиеся в аспирантуре могут получать такие стипендии, как:

  • государственная
  • повышенная государственная
  • социальная
  • именная
  • правительственная
  • президентская

Государственная стипендия предусмотрена для аспирантов, выбравших очную форму получения образования, с хорошими показателями успеваемости. Минимальная стипендия для аспирантов на 2017 год составляет 2637 рублей. В 2018 году предусмотрена лишь незначительная индексация в 4%.

Повышенную стипендию от государства получают те слушатели, которые, кроме демонстрации отличной успеваемости, активно участвуют в общественной, спортивной и научной жизни института или университета

Социальная стипендия положена аспирантам, относящимся к категории малоимущих, участникам боевых действий, инвалидам. Молодым ученым положена социальная доплата в случае потери кормильца или получения инвалидности. На 2017 год выплата составляла 2000 рублей.

Именные стипендии получают особо отличившиеся в своей сфере деятельности аспиранты. Такие выплаты назначаются по итогам отчетного периода (семестра) и выплачиваются не из средств учебного заведения, а из общественных или коммерческих фондов. К именным стипендиям относятся выплаты из фонда правительства РФ и президента.

Стипендия правительства РФ для аспирантов

Постановлением правительства Российской Федерации от 03.11.2015 года с целью поддержки талантливой молодежи, учреждены стипендии для аспирантов очной формы обучения, выбравших в учебе приоритетные направления модернизации российской экономики.

Претендовать на получение правительственной стипендии могут:

  1. Победители олимпиад разных уровней (ведомственных, внутри российских или международных)
  2. Получатели патентов или наград за научно-техническую деятельность, проводимую по месту обучения в течение 2 лет до назначения стипендии
  3. Обладатели гранта для выполнения работы в приоритетном для страны направлении
  4. Аспиранты, публикующие работы в научных изданиях России и за рубежом за год до назначения стипендии, а так же выступающие с докладами на конференциях и семинарах различных уровней.

 Средний размер выплат составляет 10-15 000 рублей. Предельная ставка для молодых, перспективных ученых составляет 22 800 рублей.

Стипендия Президента РФ для аспирантов

Президентская стипендия предназначена лишь для тех студентов и аспирантов, чья специальность входит в приоритетный перечень направлений экономического развития государства

Чтобы стать стипендиатом, необходимо, как минимум 2 семестра учиться только на «отлично» и соответствовать указанным выше пунктам о правительственной стипендии.

Список претендентов на получение выплат из фонда президента составляется в учебном заведении на ученом совете. Чтобы попасть в него, кандидату на стипендию необходимо предоставить:

  • заявление, написанное в установленной форме
  • копию документа об отлично сданной сессии
  • заверенную деканом характеристику
  • копии статей, опубликованных в научных изданиях

Все претенденты проходят строгий отбор. После него согласованный с ректорским советом, список направляется в ведомство, ответственное за принятие окончательного решения по стипендиям президента. Последней инстанцией является Министерство образования РФ.

Срок выплат стипендии президента РФ для аспирантов составляет 3 года. Размер выплат напрямую зависит от приоритетности выбранного направления. Минимальная сумма составляет 4500-6000 рублей. Возможно, что в 2018 году эти цифры будут увеличены.

Льготы аспирантам очного отделения

Поступая на очное отделение аспирантуры, ознакомьтесь, какие льготы по федеральному закону вам обязано предоставить государство:

  1. На время конкурсных экзаменов, работающему абитуриенту положен отпуск в 30 дней с сохранением оклада или средней зарплаты.
  2. Иногородним абитуриентам должно предоставляться общежитие на время сдачи экзаменов, а в случае поступления – на все время обучения.

  3. Время обучения на очном отделении продляется в случае декретного отпуска или продолжительной болезни сроком более месяца. Продление происходит на основании своевременно представленных медицинских заключений.
  4. Аспирант очник имеет право на двухмесячный отпуск после окончания очередного курса.

    Помните! Привлечение студентов руководством учебного заведения к бесплатной работе в приемной комиссии незаконно.

  5. После окончания аспирантуры полагается месячный отпуск.
  6. Учащийся в аспирантуре имеет право на бесплатное использование лабораторий, методических кабинетов, оборудования и библиотеки.

    Кроме того 1 раз за учебный год ему полагаются денежные средства в размере 2 стипендий на приобретение научной литературы для учебы и работы над диссертацией.

Зарплата аспиранта

Студенты, собирающиеся продолжить обучение после окончания института, наверняка задаются вопросом, сколько получает аспирант.

Студент в аспирантуре не работает, а учится. С ним не заключают договор, за него не отчисляют взносы в фонды соцстраха. Поэтому понятия «зарплата аспиранта» не существует. Заведенная в аспирантуре трудовая книжка недействительна. Время учебы не входит в общий трудовой стаж

Аспирантским доходом является стипендия, но какой бы большой она не была, прожить на нее невозможно. Поэтому любой студент задумывается об источнике заработка на время обучения.

Согласно 59 статье Трудового кодекса при дневном обучении в аспирантуре возможно заключение срочного трудового соглашения с работодателем. То есть законом не запрещено совмещение дневного обучения и работы. Однако в этом случае речь будет идти не о зарплате аспиранта, а о зарплате работника в той или иной сфере.

Аспирант может работать, как в стенах родного учебного заведения, так и за его пределами. Именно за это он и будет получать деньги.

Может ли аспирант очник работать на полную ставку

В трудовом законодательстве ограничений или особых условий на работу аспирантов, обучающихся на очном отделении нет. Если учебный план позволяет, можно устроиться работать как на половину ставки, так и на полный рабочий день. Когда и сколько работать каждый обучающийся решает сам.

При устройстве на работу аспирант, как и любой гражданин, заключает с работодателем трудовой договор. Если до этого момента он нигде не работал, на него заводится трудовая книжка.

Никаких особых положений для работы будущего кандидата наук очного отделения не существует.  Он имеет право трудиться

  • полный (возможно ненормированный) рабочий день
  • сокращенный (на1-3 часа) день
  • на полставки

Оптимальным вариантом будет устройство в родном институте на ставку преподавателя либо лаборантом в технический отдел.

Если достаточно времени и сил, дополнительно к основной работе, можно трудиться еще и по совместительству.

Отпуск для защиты кандидатской диссертации

Для получения отпуска на защиту кандидатской, соискатель ученой степени, обучающийся в государственном вузе очно или заочно, обязан предоставить работодателю выписку заседания диссертационного совета, подтверждающую, что работу приняли к защите. Предупредить о намечающемся отпуске нужно не позднее, чем за год до защиты.

Предоставление отпуска регламентировано постановлением Правительства РФ № 409 от 5.05.2014 г.

Отпуск аспиранту предоставляется по основному месту работы с сохранением средней заработной платы:

  1. 3 месяца для подготовки к защите
  2. полгода для соискания ученой степени

Поскольку на момент подготовки и проведения защиты обучение в аспирантуре уже закончилось, то становится неактуальным как (заочно или очно) работник учился.

Отпуск для защиты диссертации должен быть оплачиваемым для всех соискателей ученой степени независимо от формы их обучения.

Источник: http://disszakaz.ru/dissertantam/kandidat-nauk/stipendiya-i-lgoty-dlya-aspirantov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.